В московских школах № 1164 и 1517 первый урок провела капитан атомного ледокола «Ямал» Марина Старовойтова. К онлайн-встрече в рамках проекта «Урок с лидером» подключились и школьники в Бангладеш, чьи родители работают на строительстве АЭС «Руппур».
С инициативой пригласить на «Урок с лидером» первую в истории женщину — капитана атомного ледокола обратился в «Атомфлот» директор школы № 1164 Михаил Клочихин. «В нашей патриархальной стране не так часто встречаются женщины-начальники, особенно в такой мужской профессии. Да и путь Марины Николаевны в ледокольный флот был очень необычным», — сказал он в начале занятия.
Марина Старовойтова хотела бы учиться в военном вузе, но, когда она оканчивала школу, девушек туда еще не брали. Пошла на филфак Брянского госуниверситета.
«Мне нравилось работать с детьми, но взыграл дух авантюризма и романтики, — рассказывала Марина Старовойтова в интервью нашей газете. — Я вела русский язык и литературу в школе. Как-то от знакомых услышала, что в Мурманском морском пароходстве набирают на работу в море женщин. Я приехала в Мурманск, собрала документы и устроилась на атомный ледокол «Советский Союз». Буквально через неделю меня перевели на атомный лихтеровоз «Севморпуть». Была дневальной: следила за порядком, мыла посуду, подавала еду. Для этого не требуется специального образования».
Продолжая работать дневальной, Марина Старовойтова поступила на заочное отделение Государственной морской академии им. адмирала Макарова. Добилась, чтобы ее взяли на практику матросом — 20 лет назад это было сродни чуду. Так началась карьера, которую теперь можно назвать звездной. Летом на праздничной церемонии «Эра мечтателей» в Нижнем Новгороде, посвященной 80‑летию отечественного атомпрома, на китель Марины Старовойтовой прикололи капитанский значок.
В первой части урока капитан «Ямала» напомнила историю Северного морского пути и атомного ледокольного флота. Начало было былинным: «Давным-давно на берегах холодного Белого моря жили люди, которых звали поморами. Море было их жизнью. Они ловили рыбу, охотились на морского зверя и плавали среди коварных льдов, которые могут зажать лодку как тиски и раздавить ее».
Впрочем, школьников больше интересовала повседневная жизнь на ледоколе — в конце занятия большинство вопросов было об этом. «Работа в Арктике — труд в суровых условиях, и экипажу на ледоколе создается максимальный комфорт. Атомоход — это как плавучий город: есть сауна, спортзал, где можно играть в волейбол и футбол, бассейн с морской водой, каюты не хуже номеров в отеле», — рассказала Марина Старовойтова.





