Генеральный директор Иннохаба Росатома Станислав Дмитриевич Кречетов рассказывает о первой ступени «Акселератора 2.0» и о том, как принять в ней участие, если вы сотрудник атомной отрасли.
В 2023 году «Иннохаб Росатома» перезапустил программу акселерации. Новая концепция получила название «Акселератор 2.0». Ключевое отличие состоит в том, что мы перефокусировались на поиск идей внутри отрасли и их самостоятельное доращивание до стадии бизнес-проектов.
Для этой цели мы разработали два дополнительных формата мероприятий: форсайт-сессии и проект «Генератор инициатив». На форсайт-сессиях мы запускаем генерацию идей и отбираем самые жизнеспособные из них. В «Генераторе инициатив» мы преобразуем идеи в бизнес-проекты, которые впоследствии – в акселераторе или в рамках стандартных инвестиционных процедур – трансформируются в инвестпроекты.
Сегодня я расскажу о форсайт-сессиях – самой первой ступени «Акселератора 2.0».
Форсайт-сессии – это модерируемые встречи актива сотрудников с руководством предприятий. Во время таких встреч формулируются приоритетные направления для развития новых бизнес-проектов исходя из технологических компетенций предприятия.
Я уже не раз говорил, что за время существования акселерационной программы мы в Иннохабе столкнулись с тем, что качественных и интересных бизнес-идей становится все меньше. С одной стороны, это связано с тем, что люди, которые хотели бы заниматься корпоративными инновациями, не понимают, на какие проекты есть спрос, а с другой – не могут выделить время, чтобы в отрыве от рабочей рутины поразмыслить над идеями и способами их воплощения. И ту, и другую проблему помогают решить форсайт-сессии.
Во-первых, они позволяют наладить диалог между руководством и активом сотрудников, заинтересованных в реализации новых проектов. Мы убеждены: если бизнес-идеи интересны топ-менеджерам, их будут максимально поддерживать в процессе реализации.
Во-вторых, во время форсайт-сессий мы рассказываем коллегам о запросе на инновации, существующем на уровне дивизиона, отрасли и всей страны, делимся своей насмотренностью и экспертизой. Мы учим коллег видеть сильные и слабые стороны идей исходя из существующего на рынке спроса. Мы знаем: когда этого понимания нет, работать над новыми бизнесами приходится вслепую и часто с отрицательным результатом.
В-третьих, мы даем работникам отрасли возможность поднять голову от повседневных дел и подумать о менее насущной, но более перспективной с точки зрения стратегического развития деятельности. А еще мы учим их уходить от фразы «Я не знаю» к фразе «Давайте я подумаю, посмотрю, поищу». Согласитесь, это всегда полезно.
Еще один момент, на который я хочу обратить внимание: даже если сотрудник придумал стоящую идею, он не всегда понимает, что с ней делать дальше. Когда у него нет команды, нет и ответственности перед другими людьми, но есть большой соблазн бросить задумку и переключиться на рутинные задачи. Форсайт-сессии «лечат» и этот недуг: именно там образуются команды, которые впоследствии работают над идеями сообща. Когда человек несет ответственность перед другими людьми за исход предприятия, уровень его вовлеченности существенно возрастает.
Я заметил любопытную вещь: скептики и пессимисты, погружаясь в командную работу, иногда становятся даже большими «драйверами» идей, чем изначально оптимистично настроенные люди. Поверив в идею, они вкладываются в нее максимально и доводят начатое до конца, им не хочется уходить без результата. Если вы относите себя к таким людям, все равно участвуйте в форсафт-сессиях: ваш взгляд на проблему и ваше участие может оказаться именно тем недостающим звеном, которого не хватает идее до успешной реализации.
Во время форсайт-сессий команды разрабатывают план работ над проектами. Иногда он выглядит чрезмерно оптимистичным, но важно не это. Важно понять, что для первичной проработки идеи многого не нужно: достаточно рук и головы, чтобы поговорить с экспертами и поискать информацию в интернете. Эти простые вещи на первоначальном этапе помогут разобраться, жизнеспособна ли идея, и, если нет, вовремя от нее отказаться, не вкладывая чрезмерных усилий, которые никогда не принесут плоды.
Главный вывод, который я сделал за два месяца непрерывного проведения форсайт-сессий на предприятиях отрасли, таков: у нас в отрасли хороший потенциал для роста сообщества корпоративных предпринимателей. Есть ребята, которым близки предпринимательские подходы, они могут и хотят жить и мыслить нелинейно. И чтобы развить этот потенциал, критически нужна поддержка руководства предприятий.
В этой части ситуация довольно сильно варьируется. Есть предприятия с очень мотивированными генеральными директорами и их заместителями по развитию новой продукции. Они посвящают работе с новыми идеями много времени, участвуют в форсайт-сессиях от начала и до конца, вкладывают в этот процесс свою экспертность и время. Есть и те, кто приходит поприветствовать участников и тут же уходит. Понятно, что у вторых гораздо меньше шансов «заразить» активных сотрудников желанием работать над новыми проектами, мыслить нестандартно, развивать себя и других.
Я допускаю, что такое отношение связано еще и с тем, что инструмент форсайт-сессий новый, и не все готовы сходу в него поверить. Предприятия, уже знакомые с работой Иннохаба Росатома, встретили форсайт-сессии с большим воодушевлением и поддержкой. Те же, кто впервые работает в партнерстве с нами, проявляют недоверие и осторожность. И это нормально: нужно время и результаты, чтобы развеять сомнения.
Здесь я хочу поблагодарить руководство предприятий, очень вовлеченных в работу по развитию корпоративного предпринимательства. Это АО «УЭХК», НПО «Центротех», уральский филиал АО «ЦПТИ», АО «АЭХК», РФЯЦ – ВНИИТФ и АО «ВНИИНМ». Спасибо вам за поддержку. Я надеюсь, вместе нам удастся поставить на поток «производство» идей и развить лучшие из них до новых направлений бизнеса в Росатоме.
Я благодарен за содействие Отраслевому совету молодежи и его дивизиональным ответвлениям. Особенно хочу отметить работу Молодежного движения Топливной компании Росатома. Ребята, вы просто молодцы. Я убежден: без участия молодежных объединений результативность форсайт-сессий была бы гораздо ниже.
И последнее. Если вы хотите, чтобы форсайт-сессия прошла и на вашем предприятии, свяжитесь со своим молодежным лидером. Вместе с ним соберите таких же активных сотрудников, как вы, которые готовы поучаствовать в проекте. Если вас будет хотя бы десять человек, обратитесь к дивизиональному молодежному лидеру. Он свяжется с нами и мы, согласовав все с руководством предприятия, вместе организуем форсайт-сессию. Мы ждем ваши идеи!