Сегодня у Госкорпорации «Росатом» большое количество высокотехнологичных проектов, выходящих далеко за пределы атомной энергетики и требующих обеспечения высококвалифицированными кадрами. По мнению руководства компании, более 300 тысяч новых специалистов потребуется атомной отрасли России до 2030 года. Они должны будут обеспечить выполнение прорывных научно-технических федеральных программ и проектов, безопасное развитие и внедрение новых технологий, и в целом – технологический суверенитет отечественной промышленности. Как сейчас в «Росатоме» решается вопрос подготовки научных кадров, рассказала советник заместителя генерального директора по науке и стратегии Госкорпорации Екатерина Рахманкина.
– «Росатом» сегодня у всех на слуху. Если вопрос касается необходимости развития какого-то важного для экономики страны технологического направления, будь то микроэлектроника, суперкомпьютеры, или даже автомобилестроение, к работе привлекаются специалисты «Росатома». Где вы их берете? Выращиваете в каком-то особом научном инкубаторе?
– Можно сказать, что и выращиваем. Еще несколько лет назад мы подбирали необходимых специалистов для отрасли, в том числе для отраслевой науки, самым популярным способом – поиском на рынке труда. Но в последние годы стало понятно, что, во-первых, в российской науке проявился острый дефицит специалистов инновационного склада как результат политики 90-х годов, когда наука была в заброшенном состоянии. Во-вторых, очевидным стал факт, что специалистов, умеющих органично соединять научное творчество с производством и внедрением технологий, нужно специально готовить. Поэтому мы выстраиваем в научном блоке «Росатома» систему подготовки кадров «полного цикла», которая начинается в детских садах и школах, продолжается в вузах и затем переходит в работу с кадровым резервом. Более того, эта система подготовки и развития нынешних и будущих сотрудников постоянно расширяется и усложняется.
– Расскажите подробнее о том, что такое научный блок «Росатома» и в чём особенность подбора и подготовки специалистов для этого направления.
– Научный дивизион «Росатома» объединяет десять научных институтов и центров, которые проводят исследования в области ядерной физики, физики плазмы и лазеров, водородной энергетики, ядерной медицины, новых материалов, адаптивной оптики, радиохимии и многих других направлениях. Среди основных задач, которые стоят перед нами на ближайшие годы – увеличение конкурентоспособности российской продукции на атомном энергетическом рынке за счёт развития технологий, повышения эффективности проводимых исследований и разработок, активная коммерциализация научных результатов.
В дивизионе работает около 10 тысяч сотрудников. Это специалисты в самых разных областях: энергетике, машиностроении, теоретической и прикладной физике, математическом моделировании, геологии, материаловедении, экономике, инжиниринге, медицине и многих других. Большое количество наших сотрудников задействованы в выполнении комплексной программы развития атомной науки, техники и технологий (КП РТТН). По сути, это 14-й национальный проект в стране, и один из немногих, исполняемых на 100%.
Что такое КП РТТН? В рамках программы создаются новые технологии атомной генерации электроэнергии, которые в будущем позволят обеспечить нашу страну экологически чистой, ресурсно обеспеченной и практически безотходной энергией. Создаются новые полимерные композиционные материалы, новые сплавы металлов, которые имеют перспективу применения не только в атомной, но и в космической отрасли, нефтехимической промышленности, в авиа- и автомобилестроении. Кроме того, на базе наших научных институтов реализуется ряд проектов по созданию уникальной экспериментальной базы: в Димитровграде на площадке ГНЦ НИИАР строится Многоцелевой высокопоточной исследовательский реактор на быстрых нейтронах (МБИР), который обеспечит атомную отрасль исследовательской инфраструктурой на ближайшие 50 лет. Проект планируется завершить к 2026 году, уже 13 международных организаций подали заявки для проведения исследований на нём. Наши учёные создают новые изотопы, обеспечивают радиофармпрепаратами медицинские клиники для лечения различных форм рака. Всё невозможно перечислить, объём работ колоссальный.
Как вы понимаете, чтобы просто выполнять эти проекты и сохранять лидерство в мировой атомной индустрии, критически важно поддерживать концентрацию лучших умов и рук. Система развития профессиональных и научных компетенций в нашей отрасли включает множество программ и проектов для разных аудиторий. Сегодня наш основной фокус направлен на молодежь: нужно заинтересовать наукой, вовлечь в выполняемые проекты, дать возможность начинающим исследователям войти и закрепиться в нашем научном сообществе, поощрять разными способами их инициативу и участие в поисках решений актуальных для страны задач.
– Да, о том, что нужно привлекать молодежь в науку, много говорят сегодня. Поделитесь опытом, как это происходит на практике?
– На практике дело обстоит так. Формировать инженерное мышление нужно начинать с детского сада. Конечно, бывают исключения, когда вдруг у какого-то старшеклассника проснется интерес к физике или химии в 10 классе. Но пока, к сожалению, выпускников, решающих сдавать ЕГЭ по этим предметам, недостаточно, соответственно, мало поступающих на инженерные специальности. Что делать?
Увлечься наукой просто, когда это интересно, поэтому мы всегда предлагаем нашей молодой аудитории новые форматы. Например, в прошлом году состоялся конкурс научно-популярных эссе к столетию Радиевого института им. В. Г. Хлопина, мы проводим научно-развлекательные игры, форсайт-сессии, а в Троицком институте создали комикс о термоядерном синтезе.
Увлечённые ребята уже готовы делать первые самостоятельные шаги в науке. В качестве примера могу привести STEM-лабораторию в детском саду, которую в 2021 году открыл наш научно-исследовательский институт в Подольске (НИИ НПО «ЛУЧ») совместно с руководством городского округа. В ней созданы специальные условия для творческого развития ребенка и закладываются основы инженерного мышления. В научно-творческой работе воспитателей сопровождают учёные и специалисты института. Следующий шаг – в 2022 году по инициативе института в одном из лицеев Подольска открылась проектно-отраслевая лаборатория, где идёт развитие творческой и исследовательской деятельности школьников через проектные работы, дети привлекаются к проведению реализуемых в институте научно-технических работ и исследований. Далее, успешно окончившим школу ребятам институт предоставляет квоту на целевое обучение, выстроена партнерская работа с вузами.
Студенты партнерских вузов Росатома приглашаются к прохождению Программы научных стажировок. Наша «Лаборатория роста Росатома» принимает начинающих учёных, чтобы они могли попробовать свои силы в настоящих научных исследованиях, получить реальный опыт работы в команде учёных атомной отрасли. И это всё в условиях совмещения, когда студент учится и работает одновременно, что немаловажно, стажировка ещё и оплачивается.
Подобные проекты реализуются во всех наших институтах. Например, сейчас на строительной площадке Научно-исследовательского института атомных реакторов в Димитровграде (ГНЦ НИИАР) более 250 студентов из разных регионов страны участвуют в строительстве реактора МБИР. Проект реализуется третий год подряд в сотрудничестве с Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» (РСО).
Нашими постоянными партнерами также выступают образовательный центр «Сириус», конкурсы «Большая перемена» и «Твой ход», Российское общество «Знание». Все наши совместные проекты открывают уникальные возможности для целеустремленных и талантливых школьников и студентов из всех регионов России: найти себя, развивать свой потенциал и построить успешную карьеру в престижной высокотехнологичной компании.
– Можно говорить уже о каких-то результатах такой работы или рано? Как вообще сейчас обстоит дело с молодыми кадрами в вашем дивизионе?
– Конечно, есть, на мой взгляд, очень хороший результат. За время Программы научных стажировок (около трёх лет) стажерами стали более 380 студентов, из них 75 уже получили постоянные научные должности в организациях атомной отрасли (вплоть до начальника лаборатории). Кроме студентов мы активно привлекаем и опытных учёных: только в научный дивизион мы берем ежегодно 250 ученых, причем из них до 35 лет – 70%.
Мы постоянно проводим экскурсии на производственные и научные площадки наших институтов, где знакомим как школьников, так и студентов с тонкостями инженерно-научных профессий, рассказываем, какие навыки и компетенции сегодня нужны для достижения высоких результатов в работе. Такие встречи проводят действующие научные сотрудники предприятий, отвечают на вопросы, показывают оснащение лабораторий, дают возможность попробовать свои силы на исследовательских установках или манипуляторах. На мой взгляд, это самое ценное – увидеть процесс своими глазами и пообщаться с выдающимися российскими учёными.
Как результат – в отраслевые научные организации ежегодно набирается почти 700 выпускников и студентов. Становясь нашими сотрудниками, они сразу получают хороший пакет социальной поддержки: оплачивается аренда жилья, доступны льготы для ипотеки, есть возможность постоянно повышать квалификацию.
– Интересно, при выборе будущего места работы, какие приоритеты у сегодняшних студентов и выпускников?
– По нашим данным, которые мы получаем из анкет, на первое место ставятся востребованность и польза от результатов работы. Многие ругают современную молодежь за инфантильность, но те, с кем мы общаемся на собеседованиях, хотят быть полезными обществу и стране, быть причастными к решению важнейших для всего человечества проблем, быстро получать проекты в самостоятельную разработку. Наша система развития кадров дает им такую возможность.
При этом, конечно, про достойные оплату и условия труда нынешнее поколение не забывает. Считаю это правильным, поскольку интеллектуальный труд и достижения наших учёных, имеющие стратегически важное значение для дальнейшего технологического развития страны и её суверенности – это достояние и богатство, которое дорого стоит.
– Как в устоявшихся коллективах научных институтов принимают молодежь? Не возникает недопонимания между старшим поколением учёных и новым?
– Несколько лет назад в кадровых службах институтов на первом месте стояла задача обеспечить преемственность поколений. Ответом на этот вызов стала разработанная нами программа наставничества, которая и по сегодняшний день эффективно работает.
Для начала в отраслевых институтах выявили носителей критически важных знаний. Затем им подобрали одного или нескольких потенциальных преемников. Сейчас в дивизионе более 170 наставников и порядка 200 наставляемых из числа научных сотрудников. У них есть план совместной работы, выполнение которого периодически контролируют на научно-технических советах институтов, при необходимости корректируют.
Конечно, на первом этапе старшее поколение неохотно шло на контакт, учёные боялись, что после подготовки молодой смены их тут же отправят на пенсию. Мы внесли некоторые изменения в оплату труда, определили дополнительное вознаграждение за наставничество, ввели новые должности экспертов и дали гарантии наставникам, что их не уволят, после того как преемник будет готов взять руководство проектом на себя.
В наших институтах сегодня внедрены новые правила квалификации и оценки должностей. Для ученых, которые выбирают экспертную карьерную траекторию, наставничество становится обязательной частью работы. Появились инструменты нематериальной мотивации. Ежегодно проводится конкурс «Лучший наставник», в 2022 году он прошел уже в третий раз с участием 118 специалистов. Три года подряд наставники из научного дивизиона берут первое место в программе признания «Человек года «Росатома». Недавно мы проводили опрос среди молодых сотрудников и более 80% сообщили, что наставничество развито хорошо.
Опытные коллеги, доктора наук, также оказывают поддержку молодым специалистам с защитой диссертаций. Такая практика ведет к тому, что кадры высшей квалификации молодеют: средний возраст защиты кандидатской диссертации в наших институтах – 26-28 лет, а самому молодому доктору наук в дивизионе 37 лет.
– Что бы вы посоветовали молодым учёным и тем, кто решит связать свою жизнь с атомной отраслью?
– Для молодых учёных совет такой. Задумывая какое-то дело, нам кажется, что мы ещё не готовы его выполнить, что цель слишком амбициозна или недостижима. Не нужно недооценивать свои силы. Начав делать конкретные шаги, мы видим, что всё не так сложно, как казалось. Приходит понимание, каких конкретно навыков или знаний не хватает, и что их гораздо легче получить в процессе. Также важно помнить, что научные исследования не бывают ненужными. Можно изучать что-то одно, а в итоге получить результат, который окажется полезен в совершенно в другой области.
Для всех, кто думает связать свою судьбу с «Росатомом». Существует ошибочное мнение, что крупные корпорации – это неповоротливые, сложные механизмы, где все обязаны подчиняться спускаемым сверху правилам. В «Росатоме», в научном дивизионе в частности, очень доброжелательные коллективы, нового сотрудника всегда готовы поддержать и помочь, приветствуется инициативность и активная жизненная позиция. «Росатом» – это люди. Как сказал наш генеральный директор Алексей Лихачёв: «За любой самой прорывной технологией или наукой, будь то атомная станция, ядерная медицина или атомный ледокол, стоят люди, преданные своему делу, увлеченные и жаждущие новых открытий». В основе «Росатома» не правила и приказы, а ценности: «Безопасность», «Уважение», «Ответственность за результат», «Эффективность», «Единая команда» и «На шаг впереди». Именно они определяют принципы принятия решений и правила взаимодействия, но главное – объединяют сотрудников в единую «семью». В научном дивизионе могу гарантировать вам доброжелательное отношение, уникальную деятельность и непрерывное развитие. Так что добро пожаловать в «Росатом».