В 2023 году, который для многих российских промышленных предприятий выдался очень непростым, на ЗГМ увеличивают объемы выпускаемой продукции, продолжают модернизацию производства и строят амбициозные планы. О достижениях и перспективах предприятия «Репортер» беседует с директором «ЗГМ» Владимиром Савченковым.
– Владимир Петрович, в прошлом году, когда российскую экономику лихорадило на фоне вводимых масштабных санкций, ЗГМ развивался, сумев воспользоваться сложившейся конъюнктурой. А как в этом году?
– По сравнению с прошлым годом мы увеличили объемы производства. Наше предприятие продолжает плодотворно работать во всех направлениях – номенклатура продукции ЗГМ, как известно, крайне разнообразна и широко применяется в самых разных отраслях экономики.
Но есть направления, которые мы в 2023 году активно развивали. Спрос на нашу продукцию увеличивается, потому что понемногу начинают меняться ситуация на рынке, психология наших партнеров.
В 2022 году, когда иностранные бренды начали покидать Россию, многие потенциальные потребители еще выжидали, думали: «А вдруг иностранцы вернутся», импортозамещение подразумевало выпуск только аналогичной продукции.
Теоретически сделать такой аналог несложно, однако чтобы наладить его выпуск, нужно построить новый завод. Кто же это будет это делать, если потребителю зачастую нужно всего несколько тонн продукта?!
Однако в 2023 году многие наши партнеры начали понимать: им нужен не столько аналог импортной продукции, сколько продукт, который решает те конкретные задачи, которые перед ними стоят. И ЗГМ может им такой продукт предложить.
Процесс трансформации идет, хотя и небыстро: перестраиваться трудно, не хочется менять технологию использования герметика. Даже если новый материал полностью выполняет свои функции, его еще нужно встроить в технологические процессы. Это требует времени и затрат, особенно там, где есть конвейерная линия, например, на автозаводах.
– Тем не менее с китайскими автопроизводителями, открывающими сборочные цеха в России, вы, насколько мне известно, нашли общий язык.
– Мы находим компромиссы и налаживаем взаимовыгодное сотрудничество. Речь уже идет об очень серьезных объемах продукции, которую мы поставляем автозаводам. Постоянно расширяется номенклатура поставляемой им продукции. И если раньше автопром был для нас сегментом с наименьшей рентабельностью, то в этом году ситуация изменилась.
Немец больше не конкурент
– В каких еще отраслях ваша продукция наиболее востребована сейчас?
– Во многих. Так, в последние годы ЗГМ постоянно увеличивает свое участие в строительстве заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ). Мы начали сотрудничать с газовиками около восьми лет назад и последние четыре года активно работаем на этом рынке. Спрос на нашу продукцию только увеличивается из-за того, что импортных герметиков на российском рынке стало меньше. Сейчас мы удерживаем здесь лидерство.
В 2023 году вдвое возросли объемы производства такой высокотехнологичной продукции, как рентгенозащитные панели, в частности, для медицины. В этом нам тоже «помогли» иностранные конкуренты – немцы.
– Они добровольно освободили вам нишу?
– Да, но мы бы не смогли воспользоваться этой благоприятной ситуацией, если бы не были готовы к ней. Быстро нарастить выпуск какого-то продукта не так-то просто. А на рынке действует принцип: взялся за гуж – не говори, что не дюж. Партнеру надо в срок поставлять обговоренные объемы качественного товара. Этим зарабатываются авторитет и имя.
Мы всегда придерживались принципа: надо быть готовыми ко всему. Это непросто, это риск, это требует вложений, но иначе невозможно двигаться вперед.
Кстати, немецких производителей мы начали вытеснять с рынка рентгенозащиты еще до санкций. ЗГМ сделал свой продукт, который был по качеству нисколько не хуже немецкого, а в чем-то даже более технологичен, несколько лет назад.
Материалы ЗГМ использовались при строительстве медицинских объектов, оборудованных кабинетами рентгенодиагностики, в том числе при строительстве многофункциональных госпиталей для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией. Сегодня наши баритовые панели установлены в сотнях кабинетов, оборудованных медицинской спецтехникой: МРТ, КТ, рентген, медучреждений РФ и ближнего зарубежья.
Сотрудничает с нами и Росатом: закупает наши панели для АЭС.
– Некоторые экономисты предрекают: уход с отечественного рынка западных брендов может не лучшим образом отразиться на качестве российских товаров. Производители начнут, грубо говоря, халтурить.
– Думаю, такой соблазн возникает только у монополистов, выпускающих какой-то один вид продукции. ЗГМ не из их числа: у нас немало конкурентов среди российских производителей. Повторю, номенклатурная продукция ЗГМ крайне разнообразна и широко применяется в самых разных отраслях экономики. В этом смысле ЗГМ – единственное в своем роде, уникальное производство. Потребителей у нас много, и они не дают нам расслабиться.
К тому же наша продукция и халтура несовместимы. Как схалтуришь при выпуске радиационно-защитных материалов: у них просто не будет необходимых свойств, их перестанут покупать.
Побороться с Китаем на их рынке
– Владимир Петрович, у российских производителей исчезли западные конкуренты, но появились восточные. Многие отечественные промышленники побаиваются конкуренции со стороны Китая...
– А у меня есть желание побороться с Китаем на его внутреннем рынке. У нас для этого припасено несколько технологий. Деталей пока раскрывать не буду: к такому проекту надо хорошенько подготовиться. Нишу, на которую ты претендуешь в Поднебесной, надо закрывать всю и сразу. Чуть замешкаешься – и местные производители задавят: ресурсы у них есть.
– У вас очень амбициозные планы!
– А почему бы не попробовать?
Искусственный интеллект для ЗГМ
– Для освоения новых рынков нужны новые производственные мощности. В 2022 году ЗГМ вложил в реконструкцию производства порядка 40 миллионов рублей. В этом году модернизация продолжается?
– Затраты на модернизацию в 2023 году были не меньше, чем в 2022 году. Мы не сбавляем темпы, реконструкция продолжается, вводится в строй новое оборудование, продолжается цифровизация.
После ее окончания все, кто работает на ЗГМ, начиная от складских работников до руководителей производства и сбыта, будут подключены к единой информационной системе, взаимодействовать будут с помощью планшетов. Отдачу от нововведений – повышение производительности труда за счет автоматизации и роботизации всех производственных процессов – мы ожидаем в 2024–2025 годах.
Мы начали осваивать нейросети, в работе некоторых отделов предприятия уже используется искусственный интеллект.
– А на соцсферу средства остаются?
– Мы всегда много средств вкладывали в нашу социальную сферу. В этом году, например, около 20 сотрудников ЗГМ отдохнули в санаториях полностью за счет предприятия. Все довольны, всем понравилось, поэтому, думаю, в следующем году желающих поехать в санаторий будет в два раза больше.
Мы дважды в год стали приглашать на предприятие медицинскую лабораторию, чтобы те сотрудники, которые не подпадают под ежегодный медосмотр, могли бесплатно сдать анализы крови.
На ЗГМ большое внимание уделяется охране труда, корпоративной культуре, потому что мы заинтересованы в том, чтобы у нас на предприятии работали мотивированные люди.
Престиж тоже важен
– Владимир Петрович, знаю, что ежегодно ЗГМ патентует один-два своих изобретения. Боитесь, что вашими разработками воспользуются конкуренты?
– Это не только и, может быть, не столько вопрос защиты интеллектуальной собственности, сколько вопрос престижа. Поэтому мы решили не пренебрегать процедурой патентования своих разработок.
В 2023 году ЗГМ получил патент на герметик, который был разработан для автомобильной промышленности. Скоро мы получим еще два патента на материалы, используемые в радиационной защите.
Если у предприятия есть изобретения, причем не одно, а много, согласитесь, это о многом говорит. Это свидетельствует о том, что предприятию можно доверить решение сложных задач, разработку каких-то новых материалов.
Еще в 2023 году мы прошли аттестацию «Газпромом» и «Транснефтью». Представители компаний приезжали на нашу производственную площадку и подтвердили, что ЗГМ имеет возможность выпускать качественную продукцию для этих гигантов. Эта процедура потребовала затрат, но мы решили пройти ее, несмотря на то, что объемы поставок для «Газпрома» и «Транснефти» для нас не определяющие. Но это опять же вопрос престижа.
Радиация не пройдет
– Какие еще горизонты собираетесь осваивать в перспективе?
– Очень перспективная тема – производство герметиков для защиты от электромагнитного излучения. Сама идея появилась у нас не вчера, мы ее долго вынашивали. В прошлом году ЗГМ вместе с Мордовским госуниверситетом получил грант Министерства науки и высшего образования РФ на развитие этой сферы.
Мы долго искали и наконец нашли производителей оборудования, необходимого для промышленного выпуска данного типа изделий. Я думаю, что в 2024–2025 годах мы выпустим на рынок продукцию, которая будет значительно дешевле той, которая есть сейчас, не уступая ей по качеству. Тогда можно будет говорить о достаточно широком применении таких герметиков.
Сейчас их распространение во многом сдерживают цены и отсутствие необходимых объемов сырья.
– Но электромагнитное излучение преследует нас повсюду, главный его поставщик – солнце.
– К солнечному излучению человечество за долгие годы эволюции как-то смогло приспособиться. Сейчас значительно большую опасность для нас представляет электромагнитное излучение от различных источников электроэнергии: электроприборов, проводов, вышек сотовой связи и так далее. И от этого излучения можно и нужно защищаться.
– Слышала, что в англоязычной литературе используется термин «электромагнитная радиация».
– И этот термин гораздо больше соответствует физической природе воздействия. Электромагнитные поля имеют ту же природу, что и рентгеновское излучение, и отличаются только длиной электромагнитной волны.
Между тем человечество постепенно переходит на электротранспорт, который, безусловно, является более экологичным, чем традиционный. Но электромобилям потребуются, причем в большом количестве, пункты заправки, а это источник большого потребления электроэнергии, который будет создавать мощное электромагнитное поле. И чем больше будет заправочная станция, тем сильнее излучение.
В конце концов вопрос безопасности этих систем обязательно встанет в повестку дня. Любой прогресс требует защиты от негативных последствий, которые неизбежно появятся.
Для того чтобы иметь реальное представление о тех проблемах, которые будут возникать при эксплуатации электротранспорта, мы уже в этом году закупим электромобиль для завода, поставим зарядочную станцию и проверим, какое она дает излучение.
Так что если внимательно отслеживать все тенденции, то всегда найдется место для приложения своих сил и умений.