29 декабря 2008

Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030)

Министерствомэнергетики Российской Федерации разработан проект Энергетическойстратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Данный документявляется не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, аформирует новые стратегические ориентиры развития энергетическогосектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путьразвития, определенный Концепцией долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации.

     ЭС-2030базируется как на оценке существующих тенденций и опыта реализациипредыдущей стратегии (ЭС-2020), так и на анализе новых вызовов и рисковразвития мировой энергетики Важнейшие цели ЭС-2030 определеныинвариантными, в т.ч. с учетом возможных последствий начавшегося в 2008году глобального экономического кризиса.

     ЭС-2020являлась первым официальным стратегическим документом национальногомасштаба. За прошедшие с момента начала ее реализации пять лет была вцелом подтверждена адекватность важнейших положений стратегии реальномупроцессу развития энергетического сектора страны даже в условияхпроисходивших резких изменений внешних и внутренних факторов,определяющих основные параметры функционированиятопливно-энергетического комплекса России. Так, при росте мировых ценна нефть с 27 долл. США в 2000 г. до 95 долл. США в 2008 г. (в 4 разавыше по сравнению с прогнозом ЭС-2020), фактический объем экспорта ТЭРза тот же период вырос в 1,5 раза - при отклонении от прогнозовэкспорта по ЭС-2020 всего на 1,4%. При росте ВВП страны на 167% куровню 2000 г. (с отклонением от прогнозов ЭС-2020 на 12,5%),фактический объем добычи и производства ТЭР вырос на 26% к уровню 2000г. - при отклонении от прогнозов ЭС-2020 всего на 2,4%. Внутреннеепотребление ТЭР выросло на 10% к уровню 2000 г. - при отклонении отпрогнозов ЭС-2020 на 4,3%.

     Вместе стем, меняющаяся конъюнктура мирового рынка энергоресурсов, принятиеПравительством Российской Федерации решений по наращиваниюэнергетического потенциала страны диверсификации маршрутов поставкиуглеводородов определили необходимость доработки и уточнениядействующей Энергетической стратегии.

     Такимобразом, при разработке ЭС-2030 необходимо было не только обеспечитьпреемственность по отношению к ЭС-2020, но и осуществить еекорректировку и пролонгацию горизонта рассмотрения до 2030 года - всоответствии с требованиями времени и новыми задачами и приоритетамиразвития страны. 

Отличия 2030 от ЭС-2020 

Учет фактора неопределенности.

     Учетобъективно существующей неопределенности (не отменяющий ориентировбазового инновационного сценария, остающегося главным во всех разделахстратегии) осуществляется на основе: задания «вилки» количественныхпоказателей стратегии; возможного сдвига сроков реализации отдельныхэтапов (без изменения их качественного содержания); формированиясценариев, условных на данный момент, но потенциально повышающих своюзначимость в будущем.

     В рамкахЭС-2030 используются все упомянутые способы. Основные стратегическиеориентиры даются в привязке не к конкретным годам, а к качественноразличным этапам реализации стратегии - с примерными сроками окончанияв 2012-2014 гг., 2020-2022 гг. и 2030 г. Главное содержаниеЭнергостратегии - это наполнение указанных этапов мероприятиями иориентирами, включая необходимые количественные оценки.  

Построение «дорожных карт»

     В текстеотдельных разделов ЭС-2030 выделены: результаты реализации ЭС-2020 посоответствующим направлениям и подлежащие решению проблемы; этапыразвития, меры государственной энергетической политики и индикаторы ихреализации - то есть, элементы разработанных «дорожных карт» развитияпо соответствующим направлениям. 

Стратегические приоритеты верхнего уровня.

     Изменены и пролонгированы качественные и количественные ориентиры реализации главных стратегических приоритетов:

- энергетическая безопасность;

- энергетическая эффективность экономики;

- экономическая (бюджетная) эффективность энергетики;

- экологическая безопасность энергетики.  

     В ЭС-2030сформулировано содержание составляющих государственной энергетическойполитики (недропользование и управление государственным фондом недр;развитие внутренних энергетических рынков; формирование рациональноготопливно-энергетического баланса; региональная энергетическая политика;инновационная и научно-техническая политика в энергетике; социальнаяполитика в энергетике; внешняя энергетическая политика), представленыэтапы их реализации и индикаторы. 

В ЭС-2030 сформулированы важнейшие стратегические инициативы развития энергетики.

     К ним относятся:

- формирование нефтегазовых комплексов в Восточных регионах страны;

- освоение углеводородного потенциала Арктического шельфа и Северных территорий России;

- развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;

- рост энергоэффективности и энергосбережения;

- развитие нетопливной энергетики. 

Перспективы развития отраслей ТЭК.

     В ЭС-2030определены характеристики поэтапного развития отраслей ТЭК, выполненаоценка необходимого объема инвестиций, представлены соответствующиеиндикаторы. В н.в. осуществляется процесс согласования проектаСтратегии с заинтересованными министерствами и ведомствами.