29 июня осуществлена авиперевозка отработавшего ядерного топлива исследовательского реактора Национального научно-исследовательского института физики и ядерной инженерии «Хория Хулубей» (Румыния) с целью его дальнейшей переработки на ФГУП «ПО «Маяк». Она стала первой сертифицированной перевозкой ОЯТ воздушным транспортом, осуществленной в соответствии с национальными и международными нормами и правилами. 30 июня груз был успешно доставлен в аэропорт «Кольцово» (г. Екатеринбург).
Правовым основанием для перевозки является межправительственное соглашение, подписанное Российской Федерацией и Румынией 19 февраля 2009 года, о сотрудничестве по ввозу в Россию облученного топлива исследовательского реактора Национального научно-исследовательского института физики и ядерной инженерии «Хория Хулубей» с целью его дальнейшей переработки на предприятии Росатома.
Перевозка осуществлялась под контролем МАГАТЭ и является продолжением российско-американского диалога по противостоянию ядерному терроризму, работе по возвращению свежего и отработавшего ядерного топлива из реакторов, сделанных по российским и американским проектам, уменьшению потенциальной угрозы распространения ядерных материалов высокого обогащения.
Работы по подготовке к перевозке воздушным транспортом выполнялись в течение трех лет международной группой специалистов с участием ведущих российских и румынских предприятий атомной отрасли при поддержке Министерства энергетики США и МАГАТЭ. Общее руководство с российской стороны осуществляла Госкорпорация «Росатом».
Уникальность перевозки заключается, с одной стороны, в новизне технических решений, с другой – в высоком уровне безопасности на всех стадиях ее подготовки и осуществления. Впервые в российской практике для транспортировки упаковок с облученными тепловыделяющими сборками (ОТВС) использовались транспортно-упаковочные контейнеры (ТУК-19) и специально разработанные для этого грузовые контейнеры, соответствующие требованиям международных ISO-стандартов.
Важнейшим условием реализации данного проекта являлось выполнение требований международных и российских правил по безопасной перевозке радиоактивных материалов. Была проведена тщательная инспекция всех ОТВС, подлежащих ввозу в Российскую Федерацию, разработана и использована наиболее безопасная для условий румынского исследовательского реактора технология загрузки ОТВС в российские транспортные контейнеры.
Данной перевозке предшествовала транспортировка невостребованного свежего высокообогащенного уранового топлива российского производства из исследовательского реактора в г. Питешти в г. Димитровград Ульяновской области, которая была успешно завершена 27 июня 2009 г.
Таким образом, после вывоза свежего высокообогащенного уранового топлива в сентябре 2003 года и июне 2009 года, транспортировка облученного высокообогащенного уранового топлива на «Маяк» сделала Румынию третьей, после Латвии и Болгарии, страной, свободной от наличия на ее территории высокообогащенного ядерного топлива.
С 2005 года в рамках Братиславской инициативы президентов РФ и США для последующей переработки и технологического хранения в Российскую Федерацию было возвращено свежее ядерное топливо исследовательских реакторов из Чехии, Латвии, Ливии, Польши, Вьетнама, Венгрии и Восточной Германии. В США свежее ядерное топливо было возвращено из Австралии, Германии, Австрии, Греции, Японии, Аргентины, Швеции, Португалии, Румынии и Нидерландов.
Отработавшее ядерное топливо российского производства было также вывезено из Узбекистана, Чехии, Латвии, Болгарии, Венгрии, Казахстана, американского производства – из Канады, Италии, Бельгии, Нидерландов.
Все перевозки ОЯТ были осуществлены железнодорожным, морским и автомобильным видами транспорта.
С 1992 введена обязательная сертификация перевозок делящихся материалов по территории РФ, независимо от вида транспорта, подтверждающая соответствие упаковки и условий ее перевозки требованиям ядерной и радиационной безопасности.
Воздушный транспорт широко используется для перевозок радиоактивных веществ и делящихся материалов. Это и доставка радиоактивных источников для медицинских центров, и поставки свежего топлива для работы энергетических и исследовательских реакторов. Например, ежедневно только из аэропорта Хитроу (Лондон) отправляется до 30 авиарейсов с аналогичными грузами.