Германская RWE и Национальная электрическая компания Болгарии (NEK) продолжают работать над схемой финансирования проекта АЭС «Белене». И пока нет никаких «сигналов» о том, что Болгария собирается выйти из проекта. Об этом заявила «Ведомостям» представитель RWE Джулия Шарлеманн, комментируя недавние высказывания болгарских чиновников.
Самое яркое из них — заявление нового министра финансов Симеона Джанкова, опубликованное в понедельник Financial Times: Болгария может заморозить проект строительства «Белене», ведь на рынке кризис, а у страны нет «финансовых ресурсов, чтобы завершить» проект.
Стоимость «Белене», которую планировалось построить еще во времена СССР, — почти 4 млрд евро. АЭС проектировалась в 1980-е, потом проект замораживали и вернулись к нему лишь в 2005 г. Болгария договорилась с Россией, что та поможет в возведении объекта, который сделает страну крупнейшим экспортером энергии на Балканах (проектная мощность «Белене» — 2 ГВт). Подряд на строительство был отдан «Атомстройэкспорту», договор подписан в начале 2008 г. А в декабре прошлого года был создан и оператор проекта, который будет финансировать стройку и эксплуатировать АЭС. Это Belene Power Company: 51% — у болгарской NEK, 49% — у RWE. План по запуску АЭС — 2014 г.
Никаких предупреждений о том, что проект снова может быть отложен от Болгарии не было, уверяет Шарлеманн из RWE.
Надеется на «нормальное» завершение проекта и «Атомстройэкспорт», говорит его представитель. Ведь в середине июля, когда новое правительство Болгарии еще не было назначено, будущий премьер Бойко Борисов решил изучить все крупные энергетические проекты, включая «Белене», и потребовал моратория на переговоры по ним. Но почти сразу тот же Борисов заявил местному телеканалу: «Убежден, что атомная станция “Белене” должна быть построена… [и упустить такую возможность] было бы преступлением по отношению к государству».
Хотя одно противоречие все же есть. С 2008 г. Болгария вела переговоры с Россией о выделении кредита на проект. И пока они приостановлены — по ее инициативе, сообщил «Ведомостям» представитель российского Минфина.