В западных профессиональных кругах продолжают обсуждать контракт, подписанный французской группой AREVA и чешской генерирующей компанией ЧЭЗ, на предоставление услуг по обогащению урана для АЭС "Темелин".
Это первый в истории контракт, при котором эксплуатирующая блоки с ВВЭР организация заказывает ОУП у западной компании, но при этом поставщиком топливных кассет выступает российская сторона.
Темелинский контракт знаменует также для группы AREVA вхождение на рынок обогатительных услуг для Восточной Европы, на котором ранее законным хозяином чувствовал себя российский "Техснабэкспорт".
Причиной, побудившей ЧЭЗ отказаться от услуг россиян, все источники называют декларацию Корфу - секретный документ, действующий в Евросоюзе и призванный ограничивать долю иностранных компаний на рынке поставок урана и ЕРР.
Декларация Корфу не имеет обратной силы, и поэтому все контракты, подписанные между Россией и странами Восточной Европы до вступления последних в ЕС, защищены от её ограничительных положений. Это обстоятельство привело к тому, что доля России на урановых рынках ЕС, превышает квоты, установленные декларацией.
Но контракт на поставку топлива для АЭС "Темелин" является относительно новым документом, и при выборе поставщика ОУП чешская компания была вынуждена отказаться от услуг россиян.
Известно, что на данный момент AREVA и ЧЭЗ подписали только контракт на собственно обогащение урана. Соглашения по исходному природному урану, а также по услугам на конверсию, ещё предстоит подписать. Предполагается, что большую часть работы по этим заказам также получат французы.
Между тем, в ЧЭЗ не исключают, что у россиян останется свой фронт работ на Темелине. Оказывается, до сих пор не согласованы объёмы поставок ОУП от группы AREVA. Это означает, что "Техснабэкспорт" всё ещё может получить заказ на определённую долю поставок ЕРР для чешской станции.
В любом случае, всем заинтересованным сторонам предстоит разобраться в усложнившейся логистике поставок. Ведь теперь обогащённый уран из Франции должен будет передаваться в Россию - через порт в Санкт-Петербурге - для отгрузки на один из заводов ТВЭЛ, где из него будет изготавливаться ядерное топливо. Для этого придётся согласовать всю логистическую инфраструктуру, включая контейнеры, а также решить проблему прохождения французского урана через российскую таможню.
Контракт AREVA и ЧЭЗ можно расценивать как поражение россиян, лишившихся большей части работы при поставках топлива для Темелина. Но в Европе считают, что Москва может постараться извлечь из случившегося политическую выгоду.
Дело в том, что европейцы неоднократно обвиняли Россию в протекционизме и нежелании допускать европейские компании на свои урановые рынки. Появление французов в темелинском контракте может быть истолковано Москвой как пример "паритета" с европейцами в урановой торговле.
На Западе считают маловероятным, что кто-либо ещё из восточноевропейских АЭС последует примеру Темелина и закажет ОУП не в России. Однако Россия не сможет более рассчитывать на единоличное обогащение урана для всех новых атомных блоков в этом регионе - если, конечно, дискриминационная декларация Корфу не будет со временем отменена.