16 июня 2010

Из приграничного района вывезена первая партия отработавшего ядерного топлива

Переоборудованный теплоход "Серебрянка" доставил первую партию отработавшего ядерного топлива из обветшалого хранилища в Андреевой губе, что не так далеко от норвежской границы, в Мурманск на базу Атомфлота. До прихода судна в Мурманск норвежские власти не знали об этом рейсе.

"Серебрянка" эксплуатируется Атомфлотом, подразделением Росатома. В 80-х с этого судна производился слив жидких радиоактивных отходов советского ледокольного флота в Баренцевом море. В результате проведенной модернизации "Серебрянка" может безопасно перевозить контейнеры со сборками отработавшего ядерного топлива с хранилищ, расположенных на побережье Кольского полуострова.

В прошлом году "Серебрянка" перевезла контейнеры с урановым топливом из Гремихи в Мурманск.

Приступить к вывозу ядерного топлива из Андреевой губы планировалось в 2012 году, но, как уже писал BarentsObserver, российские власти хотели вывезти отработанное ядерное топливо из Андреевой Губы в Мурманской области на два года раньше запланированного срока, что сейчас и происходит.

В пятницу утром "Серебрянка" прибыла в Мурманск на базу Атомфлота с отработавшим ядерным топливом из Андреевой губы, где находится крупнейшее хранилище ОЯТ с атомных подводных лодок российского флота.

Последние десять лет власти Норвегии ведут активное сотрудничество с российскими властями по вопросу обмена информацией о положении с радиационной безопасностью в Андреевой губе. С середины 90-х экологический отдел администрации губернии Финмарк (Северная Норвегия) участвует в проектах по повышению безопасности этого хранилища. Из-за обветшалости это хранилище, расположенное в 60 км от норвежской границы, является источником постоянного беспокойства в Норвегии.

Один из норвежских проектов в Андреевой губе - реконструкция причала. Старый причал уже не мог использоваться для безопасной погрузки контейнеров с ОЯТ, которая считается весьма рискованной операцией из-за характера содержимого контейнеров. Кроме того, сама по себе проводка судов у арктического побережья Кольского полуострова может нести определённый риск.

- Нас проинформировали об общих планах перевозки ОЯТ из Андреевой губы, но не посвятили в детали и не назвали конкретных дат, - сказала Элдри Хулу, глава аварийно-спасательного отдела NRPA, норвежского комитета по защите от радиационной опасности.

По её словам, о рейсе "Серебрянки" NRPA стало известно в силу того обстоятельства, что сотрудники комитета встречались с представителями Атомфлота непосредственно после прибытия теплохода в пятницу к причалу Атомфлота.

- Мы ожидаем, что нас будут информировать о любых изменениях в планах, касающихся транспортировки отработавшего ядерного топлива, - сказала Элдри Хулу в телефонном интервью BarentsObserver'у.

Как сообщает мурманское информагентство b-port.com, в губу Андреева пришел самоходный плавучий кран «Черноморец» Мурманского судоремонтного завода, требовавшийся для надежного и безопасного проведения погрузки ОЯТ.

Сама операция погрузки, по информации b-port.com, проводилась совместными усилиями работников ФГУП «Атомфлот» и предприятия «СевРАО», специализирующегося на вопросах обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами Военно-морского флота. Сначала производилась перетарка ОЯТ из береговых контейнеров в транспортные чехлы, а затем они загружались с помощью крана в хранилище ОЯТ теплохода «Серебрянка». На проведение этих ответственных и сложных работ ушло около недели.