ЛИВАДИЯ (АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ, УКРАИНА), 1 НОЯБРЯ 2010. ПИР-ПРЕСС – «Украина заинтересована в участии России в ее атомном секторе, безусловно, не меньше, чем сама Россия заинтересована в Украине. Киев активно подключается к Международному центру по обогащению урана в Ангарске. Со вступлением в МЦОУ Украина получает гарантированный рынок сбыта природного урана и обеспечивает стабильные поставки топлива для своих АЭС. Россия планирует принять участие в разработках урановых месторождений Украины. Подписаны контракты на поставку в Украину ядерного топлива для большинства украинских энергоблоков. Запланировано создание совместного предприятия по производству ядерного топлива. Таким образом, будущее российско-украинского сотрудничества в атомной сфере представляется устойчивым, если только оно не будет вновь омрачено препятствиями сугубо политического свойства», – президент ПИР-Центра Владимир Орлов.
Президент ПИР-Центра выступил в Ливадии с докладом «Возможности, открывающиеся для сотрудничества между Россией и Украиной в области европейской безопасности, нераспространения ОМУ и атомной энергетики» на международной конференции «Россия-Украина: новый вектор сотрудничества». Конференция прошла в Автономной Республике Крым (Украина) с 18 по 20 октября – сначала в историческом Ливадийском дворце, в том же зале, где в 1945 г. проходили встречи лидеров СССР, США и Великобритании на Ялтинской конференции, затем в Ялте.
Конференция была организована журналом Международная Жизнь при поддержке МИД России. Журнал Международная Жизнь является корпоративным членом Экспертно-консультативного совета ПИР-Центра.
В работе конференции приняли участие ведущие российские и украинские эксперты. Были обсуждены вопросы двусторонних отношений, в частности, формирования единого культурного, научного и образовательного пространства; общие вызовы европейской и международной безопасности, объединяющие национальные интересы двух стран; вопросы энергетического сотрудничества и конкуренции; механизмы взаимодействия в рамках ОБСЕ, СНГ, а также возможные новые линии партнерства – в частности, через ШОС, а также ОДКБ. Вел заседания главный редактор журнала Международная Жизнь Армен Оганесян.
Прорисовывая возможные контуры партнерства между Украиной и ОДКБ, некоторые украинские политологи обратили внимание на то, что желательным было бы заключение между ОДКБ, с одной стороны, и некоторыми другими государствами (прежде всего Украиной и Молдавией), с другой, соглашений о партнерстве по примеру соглашений «Партнерство во имя мира», которые у многих государств (включая ту же Россию) имеются с НАТО. Украина особенно была бы заинтересована установить работающее партнерство с ОДКБ в таких областях, как взаимодействие в предотвращении асимметричных угроз безопасности (терроризм, наркотрафик, торговля людьми), включая создание совместного антитеррористического центра ОДКБ-Украина. В интересах Украины, по словам выступавших, и участие в совместных командно-штабных учениях, включая совместную разработку легенд таких учений; совместная разработка вооружений и координация в вопросах поставок вооружений; совместное решение вопросов социальной защиты военнослужащих.
Отдельным важным вопросам является участие Украины в совместной системе ПВО. С одной стороны, ряд экспертов видит в этом ущемление внеблокового статуса Украины. С другой, в зависимости от того, как сейчас будет развиваться реформирование ОДКБ, этот вопрос может являться актуальным для Украины и решаемым.
В ходе конференции некоторые участники, прежде всего из Крыма, подняли вопрос о нынешнем состоянии Черноморского флота (ЧФ) России, его боеспособности и о социальной обеспеченности действующих и увольняемых в ходе военной реформы офицеров. Важным стало заявление, сделанное в Ялте министром обороны России Анатолием Сердюковым, о предстоящем подписании соглашения о модернизации военной техники и вооружения ЧФ.
В своем докладе президент ПИР-Центра Владимир Орлов обратил внимание на те возможности, которые открываются перед Украиной и Россией в процессе формирования совместных подходов к европейской безопасности, в частности, через продвижение концепции Договора о европейской безопасности, выдвинутой Россией, и в обсуждениях с европейскими коллегами по его проекту.
В вопросах нераспространения ОМУ, по оценке Владимира Орлова, обе стороны уже прошли немалый путь в таких совместных работах, как выработка общих подходов к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и прежде всего его статье X; упрочение ядерной безопасности; гарантии безопасности. В то же время предстоит предпринять еще немало совместных усилий по повышению культуры ядерного нераспространения и безопасности, прежде всего через обучение и повышение квалификации специалистов (как гуманитарного, так и технического профиля). Здесь есть полезный опыт, накопленный на Украине, однако много полезного можно было бы позаимствовать и в России.
Наконец, говоря об истории и перспективах сотрудничества двух государств в вопросах атомной энергетики, Владимир Орлов отметил:
«Российско-украинское сотрудничество в атомной сфере имеет более чем шестидесятилетнюю историю – с момента начала программы по созданию ядерного оружия, куда были вовлечены украинские ученые. Советский Союз активно развивал на Украине атомную энергетику, и во второй половине XX в. На территории страны находилось несколько крупнейших заводов ядерного комплекса СССР, которые, однако, воспроизводили лишь отдельные этапы ядерного топливного цикла.
С распадом СССР взаимосвязь Украины и России в ядерной отрасли нарушилась. На территории Украины остались важные для России заводы по производству тихоходных турбин для АЭС. В тоже время, украинские АЭС работали на российском ядерном топливе. Это обусловило необходимость развития партнерства двух стран в области атомной энергетики. Однако не всегда восстановление связей происходило гладко. Еслиэффект Чернобыля обе наши страны преодолели, и преодолели достойно, оставив его в прошлом, то в Москве у многих до сих пор на памяти досадный эффект Бушера – когда украинская сторона, по сугубо политическим соображениям, скоропалительно вышла из совместного с Россией проекта по строительству Бушерской АЭС в Иране. Бушерскую АЭС Россия в итоге построила, но горький урок не забыла.
В 2009 г. доля АЭС в структуре производства электроэнергии в Украине составила 48% (в 2008-м – 46,9%), а уже в мае 2010 г. этот показатель составил 51,9%. Сохранение и наращивание нынешних темпов развития украинской атомной энергетики требует колоссальных затрат. До 2030 г. 8 из 15 действующих на сегодня энергоблоков четырех украинских АЭС (Запорожская, Южно-Украинская) исчерпают свой ресурс и на их модернизацию с целью повышения безопасности и продление срока службы, как планирует руководство атомным сектором Украины, на 15 лет потребует порядка $50 млрд.
Единственным значительным машиностроительным активом атомной отрасли в Украине является харьковский «Турбоатом», три четверти акций которого принадлежат государству. Урановые запасы Украины оцениваются в 200 тыс. тонн урана. Крупнейшее из урановых месторождений – Новоконстантиновское. На его разработку в 2007 г. претендовало «Атомредметзолото», однако договоренности об этом пока не было достигнуто.
Украина планирует к 2030 г. увеличить мощности АЭС до 29,5 млн. КВт (примерно в 2.5 раза). В этой связи, первоочередные задачи состоят в строительстве и введение в эксплуатацию до конца 2016 г. двух новых энергоблоков мощностью 2 млн. КВт на Хмельницкой АЭС. Сегодня Украина обеспечивает себя добычей урановой руды только на 30%, поэтому приоритетным также является проведение разработки залежей урановой руды и увеличить к 2030 г. производство урана до 6,4 тонн в год, что, однако, может оказаться не рентабельным без создания полного цикла производства ядерного топлива, которого сегодня на Украине нет, так как топливо все равно придется закупать за рубежом.
Сегодня атомная энергетика Украины переживает кризис. Причины ухудшающегося состояния атомной отрасли Украины представители «Энергопрома» видят в низком тарифе на атомную энергию и неизменном росте себестоимости выработанного киловатта электроэнергии, а также в монополизации рынка поставок и вывоза ядерного топлива (на 14 из 15 энергоблоков топливо поставляет российская компания «ТВЭЛ»). В связи с этим вопрос о диверсификации поставок ядерного топлива на Украине стоит достаточно остро.
Однако вопрос о диверсификации поставок топлива неоднозначен. На один из блоков Южно-Украинской АЭС опытные партии своего топлива поставляет американская компания Westinghouse Electric Company. Это топливо еще не сертифицировано и, по мнению экспертов Национальной комиссии радиационной защиты Украины, может стать источником экологической угрозы региону и сопредельной территории Черноморского бассейна. Кроме того, существенной проблемой является вывоз и переработка этого топлива. На данный момент, отработанные ТВС производства Westinghouse помещаются в бассейн выдержки при АЭС, и вопрос об утилизации ТВС после срока выдержки пока не решен. Также остается открытым вопрос об ответственности поставщиков топлива в случае возникновения нештатных ситуаций на АЭС. В свою очередь «ТВЭЛ», согласно подписанному контракту, вывозит все свое отработанное топливо для переработки и хранения в Россию.
Сотрудничество компании «ТВЭЛ» с украинской стороной началось в 1996 г., когда российская компания выиграла международный тендер на поставку ядерного топлива для реакторов ВВЭР украинских АЭС. В 1997 г. между «ТВЭЛ» и «Энергоатомом» был заключен контракт, предусматривающий поставки ТВС до 2010 г. включительно.
В начале июня 2010 г. «ТВЭЛ» и «Энергоатом» подписали долгосрочный контракт на поставку ядерного топлива для украинских АЭС. Сроки и цена контракта не были прокомментированы, однако ранее «Росатом» заявлял о готовности пойти на значительные уступки украинской стороне и сделать скидку на ядерное топливо до $1 млрд., если контракт будет подписан сроком на 15-25 лет. Таким образом, российское ядерное топливо для украинской стороны дешевле американского почти на 20%, а также более эффективно и безопасно.
В 2010 г. Россия предложила Украине объединить в холдинг атомные активы двух стран. В пакет предложения вошли совместные проекты, замороженные во время правления президента Виктора Ющенко. В него входят строительство завода по производству ядерного топлива, долгосрочный контракт на поставки топлива и создание совместного российско-украинского предприятия по добыче урана. В состав будущего холдинга предположительно могут войти компания «ТВЭЛ», Новосибирский завод химконцентратов, изготавливающий топлива для АЭС Украины, некоторые украинские урановые месторождения и атомное машиностроение.
Россия также предложила идею объединения атомной генерации, однако пока получено согласие лишь на создание топливного производства и участие России в модернизации украинских АЭС.
22 сентября 2010 г. правительство Украины утвердило победителя на строительство завода по производству ядерного топлива – компанию «ТВЭЛ». Единственным конкурентом «ТВЭЛ» была американская компания Westinghouse Electric Company. Основной причиной успеха российской компании называют ее готовность вкладывать в строительство собственные средства. Предполагается, что завод начнет свою работу с 2014 г. Общий вклад в строительство составит около 6,6 млрд. руб., из которых 4,3 млрд. будут привлечены со стороны в качестве инвестиций.
В будущем Украина рассчитывает получить контрольную долю предприятия и настаивает на передаче технологий по изготовлению ядерного топлива до 2020 г. Мощность завода должна составлять 200 тонн урана в год. При этом в 2017 г. ожидается на заводе наличие мощностей для производства топливных таблеток в эквиваленте 400 тонн урана в год.
9 июня 2010 г. генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко и министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко подписали соглашение о строительстве третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2016 г., проектная мощность 2 млн. КВт. По оценке «Росатома» для проведения работ потребуется $5-6 млрд. Деньги на строительство Хмельницкой АЭС выделит Россия при возможном сочетании государственных средств с кредитами коммерческих банков. Планируется, что до 50% поставок для достройки Хмельницкой АЭС могут обеспечить украинские производители. Таким образом, российская сторона задействует достаточно широкий сектор украинской экономики, обеспечив работой предприятия атомной отрасли.
Украина сегодня достаточно широко сотрудничает с Россией в атомной сфере. Украина заинтересована в участии России в ее атомном секторе не меньше, чем сама Россия заинтересована в Украине. В Украине остаются важные для России технологические мощности, а также урановые рудники. Кроме того, официальный Киев активно участвует в работе Международного центра по обогащению урана (МЦОУ) в Ангарске. В августе 2010 г. государственный концерн «Ядерное топливо» и «Росатом» подписали договор купли-продажи 10% акций МЦОУ. Со вступлением в МЦОУ Украина получает гарантированный рынок сбыта природного урана и обеспечивает стабильные поставки топлива для своих АЭС.
Россия планирует принять участие в разработках урановых месторождений Украины. Подписаны контракты на поставку в Украину ядерного топлива для большинства украинских энергоблоков. Запланировано создание совместного предприятия по производству ядерного топлива. Украина пытается диверсифицировать поставки ядерного топлива для собственных АЭС, чтобы не оказаться зависимой от политических отношений между Москвой и Киевом. Однако данные планы представляются не реализуемыми в краткосрочной перспективе.
Будущее российско-украинского сотрудничества в атомной сфере представляется достаточно устойчивым, если только оно не будет вновь омрачено препятствиями сугубо политического свойства», – заявил в заключение Владимир Орлов, выступая на международной конференции в Ливадии.