Конференция была организована ИБРАЭ РАН, ГК «Росатом» и Российской академией наук при поддержке Совета Федерации ФС РФ и Министерства регионального развития Российской Федерации.
Со вступительным словом выступил председатель программного комитета, академик РАН, доктор технических наук, Ашот Аракелович Саркисов. Он отметил, что «в последние десятилетия интерес к развитию малой энергетики стал прогрессивно возрастать, в связи с необходимостью освоения новых регионов. Также интерес возрастает во всем мире».
Ашот Аракелович обозначил преимущества развития малой атомной энергетики для освоения отдаленных и малоразвитых регионов:
• Минимизация объема и стоимости в районе размещения АЭС
• Перенесение наиболее ядерно опасных операций с площадки размещения в специальные заводские цеха
• Минимизация персонала
• Упрощение вывода из эксплуатации
Были обозначены перспективы развития малой атомной энергетики и указаны положительные моменты ее развития в Российской Федерации.
На сессии «Малая энергетика в развитии регионов и промышленности РФ. Требования и перспективы» прозвучал ряд конструктивных докладов.
Первый заместитель директора по науке Института Энергетических Исследований РАН, Сергей Петрович Филиппов обозначил перспективы развития малой энергетики в России. Исследования показали, что в последние годы в стране наблюдается бурное развитие малой энергетики. Основные причины: хозяйственное освоение территорий, не охваченных централизованным энергоснабжением, низкие надежность и качество электроснабжения и т.д. Малая энергетика может стать важным элементом повышения надежности электроснабжения и энергетической безопасности страны в целом.
Ситуация на рынке топливно-энергетических ресурсов претерпевает изменения. Прогнозируется увеличение цен на электроэнергию. Россия стоит перед лицом неизбежной крупномасштабной модернизации электроэнергетики и теплового хозяйства. Ожидаемые задержки в реализации инвестиционных программ в «большой» энергетике могут ограничить доступ потребителей к электрических сетям общего пользования, что станет сдерживающим фактором посткризисного развития экономики. Потенциально возможное присоединение России к международным соглашениям по ограничению выборов парниковых газов резко ухудшит экономические характеристики функционирования «большой» энергетики (особенно угольных электростанций). Расширение хозяйственной деятельности в отдельных районах потребует решения вопроса ее энергообеспечения.
В докладе «Проблемы энергоснабжения регионов в энергетической стратегии России до 2030 г. и перспективы развития АЭС малой мощности», представленный Институтом систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН (Иркутск) Николай Иванович Воропай обозначил задачи региональной экономической политики в Энергетической стратегии до 2030 года:
• Совершенствование взаимодействия между федеральными, региональными органами исполнительной власти
• Государственная поддержка развития меж- и внутрирегиональной энергетической инфраструктуры
• Реализация крупных региональных стратегических инициатив государства и бизнеса (энергетическое освоение Восточной Сибири, Ямала, Дальнего Востока, Арктики)
• Стимулирование комплексного развития региональной энергетики
Докладчик также обозначил преимущества плавучей АЭС малой мощности перед ТЭЦ на угле: «…вариант плавучей АЭС малой мощности КЛТ-40 равноэкономичен с ТЭЦ на угле, но с ростом цены угля может быть более экономичный в перспективе…»
На сессии были затронуты проблемы национальной безопасности. С развернутым докладом «Системный подход к обоснованию необходимости широкомасштабного развития АСММ на принципах стратегии национальной безопасности РФ» выступила Татьяна Дмитриевна Щепетина (РНЦ «Курчатовский институт»).
Энергетический и экономический планы национальной безопасности являются ключевыми, особенно в настоящее время. Несмотря на кажущуюся малозначительности тематики АСММ, комплексное рассмотрение проблемы с точки зрения национальной безопасности позволяет поднять ее на качественно иной уровень. Существует риск «экономической» потери удаленных регионов страны на Севере Сибири и Дальнем Востоке. Население этих регионов стремительно сокращается, сворачиваются государственные «северные программы». Роль АСММ в этом аспекте может состоять в укреплении экономики депрессивных районов, создании очагов прочной хозяйственной деятельности. И на сегодняшний день атомным энергоисточникам малой мощности нет альтернатив. АСММ помогут развивающимся странам стабилизировать энергоснабжение и снять остроту нарастающих проблем с пресной водой. Немаловажен факт, что отрасль малого реакторостроения является высокотехнологичным государственным сектором, создает рабочие места и возможность прогресса в ряде смежных отраслей промышленности, обладает высоким экспортным потенциалом и тем самым повышает экономический потенциал и безопасность страны.
Заведующий сектором теплоэнергетики и отдела энергетики, член президиума ЯОР, председатель Якутского отделения ЯОР Аркадий Петрович Шадрин, отвечая на вопрос атомного портала atomic-energy.ru, заметил, что первую плавучую АСММ, вероятно, поставят в Якутию в 2025 году. Для нормального развития региона «необходимы 4 первоочередные площадки. Они нужны для добычи рудного золота, редких металлов. Их желательно поставить у побережья Северного Ледовитого океана для добычи нефти и газа. Региону нужны 6-12 МВт энергоблоки. Если ставить блоки большой мощности - это будет очень дорого, да и не является необходимостью», – сказал он.
Участники сессии «Экономика и проблемы развития МЭ» сошлись во мнении, что широкомасштабное развитие АСММ открывает возможность существенного расширения рынка атомной энергетики и увеличения её доли в мировой электрогенерации. Поскольку в СССР было разработано достаточное количество проектов АСММ «на любой вкус», на сегодняшний день технические параметры энергоустановок не могут быть причиной торможения развития атомной энергетики малой мощности. На первый план выходит необходимость разработки целенаправленной государственной поддержки развития малой атомной энергетики. Снижение мощности реакторной установки ведёт к увеличению стоимости произведённого 1 кВт энергии. Однако это увеличение стоимости может быть скомпенсировано при выходе на серийное производство. Поэтому работы должны быть направлены на создание первых референтных образцов с последующим выходом на серийное производство. Но на этапе, когда первоначальные затраты велики, без государственной поддержки не обойтись. «Должна создаваться комплексная программа, это задача государственного уровня», – отметил Юрий Петрович Фадеев (ОАО «ОКБМ Африкантов»).
Как отметил Виктор Алексеевич Сидоренко (РНЦ «Курчатовский институт»), при освоении АСММ возникают также правовые вопросы, вопросы обеспечения регионов квалифицированными специалистами, которые должны решаться на уровне государственного планирования. Существует также потребность в проведении полномасштабного маркетингового исследования на уровне подготовки государственной программы по освоению АСММ. Сбором и подготовкой материалов для такого исследования должны заниматься не только ядерщики, но и энергетики, и регионы – нужна консолидация усилий всех, кто заинтересован в решении этих проблем. Самая главная задача – доведение этих материалов до органов, уполномоченных принимать решения.