28 января в Госкорпорации “Росатом” под председательством С.В.Кириенко состоялось плановое заседание Межведомственной рабочей группы по развитию индустрии суперкомпьютеров в Российской Федерации и их применению в высокотехнологичных отраслях промышленности.
Первый вопрос повестки дня состоявшегося заседания был посвящен итогам реализации в 2010 году проекта “Развитие суперкомпьютеров и грид-технологий”, утвержденного ранее Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Головным исполнителем по этому проекту является ВНИИЭФ.
С основным докладом “Разработка компактных суперЭВМ. Создание отечественного базового программного обеспечения для имитационного моделирования на суперЭВМ. Итоги 2010 года” выступил директор ВНИИЭФ В.Е.Костюков.
В качестве содокладчиков на заседании выступили представители руководства основных соисполнителей проекта: ОАО “ОКБ Сухой” (г.Москва), ОАО “ОКБМ Африкантов”(г.Нижний Новгород), ОАО “СПбАЭП” (г.Санкт-Петербург), ОАО “Гидропресс” (г.Подольск), ОАО “КАМАЗ” (г.Набережные Челны), ФКП “НИЦ РКП” (г.Пересвет).
В работе совещания от ядерного центра приняли участие В.П.Соловьев, первый заместитель директора ВНИИЭФ, директор ИТМФ, секретарь Межведомственной рабочей группы, и Р.М.Шагалиев, первый заместитель директора ИТМФ, начальник научно-исследовательского отделения.
Заслушав и обсудив представленные доклад и содоклады, участники заседания отметили значимость выполненных в 2010 году работ, возложенных в рамках проекта «Развитие суперкомпьютеров и грид-технологий» на Госкорпорацию «Росатом» в части развития суперкомпьютеров. Представители промышленных предприятий в своих выступлениях подчеркнули, что в 2010 году с использованием компактных суперЭВМ разработки и производства ВНИИЭФ удалость провести более 3000 верификационных расчетов. На их основе выполнены расчеты ряда практических задач и получены яркие результаты. Например, в ОАО “ОКБ Сухой” разработана и получила международный сертификат базовая технология компьютерного моделирования задач о динамическом деформировании летательного аппарата в условиях аварийной посадки с невыпущенными шасси. Теперь эта технология позволяет, используя только компьютерное моделирование, без проведения летных испытаний, провести проверку летательного аппарата на соответствие международным требованиям по безопасности при посадке с невыпущенными шасси. В ОАО “КАМАЗ” выполнено моделирование динамического деформирования конструкции автомобиля сопровождения КАМАЗ-43269 при подрыве на мине. Ранее расчеты данного класса задач для ОАО «КАМАЗ» были недоступны.
Для участников заседания была развернута выставочная экспозиция, где отображались итоги работы ВНИИЭФ по проекту в 2010 году. С содержанием экспозиции присутствующих познакомил директор ВНИИЭФ В.Е.Костюков. Представленная экспозиция вызвала живой интерес у участников совещания и приглашенных представителей средств массовой информации.