Контейнеровоз для транспортировки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и частей утилизированных атомных подводных лодок "Россита" с первого квартала 2012 года начнет вывоз ОЯТ с Губы Андреева в Мурманской области, рассказал РИА Новости представитель пресс-службы ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации Росатом.
Многофункциональное судно-контейнеровоз, построенное в Италии, было официально передано в эксплуатацию "Росатомфлоту" в июле.
"Россите" предстоят технологические испытания примерно на шесть-восемь месяцев. Она совершит два-три рейса без ОЯТ, с другими грузами. С конца первого квартала 2012 года "Россита" пойдет в первый рейс с грузом ОЯТ из Губы Андреева. В основном она будет работать именно на этом объекте", - процитировал представитель пресс-службы слова генерального директора "Росатомфлота" Вячеслава Рукши, который также отметил вторую "важнейшую задачу" - утилизацию плавтехбазы "Лепсе".
Губа Андреева - крупнейшее в Европе хранилище радиоактивных отходов на берегу Мотовского залива в 35 километрах от границы с Норвегией. Здесь на площадках хранятся более 10 тысяч тонн твердых (ТРО) и около 600 кубических метров жидких (ЖРО) отходов. Хранилище в Андреевой губе было создано около 40 лет назад как временная площадка хранения и находилось в ведении министерства обороны. В 2000 году оно было передано в ведение государственного предприятия "СевРАО" (подразделения "Росэнергоатома"). Создание инфраструктуры хранилища, которое позволило бы в конечном счете приступить к вывозу радиоактивных отходов из Андреевой губы, началось несколько лет назад при участии иностранных партнеров из Франции и Германии.
Срок эксплуатации "Росситы" составляет 20 лет, в "Росатомфлоте" рассчитывают, что за первые десять лет основные задачи в Губе Андреева по вывозу ОЯТ будут выполнены. Следующие 10 лет "Россита", возможно, будет работать на Камчатке, на небольших объектах, рассказал Рукша.
"Учитывая, что второй контейнеровоз "Росатомфлота" "Серебрянка" находится в хорошем состоянии, больше заказов на строительство других контейнеровозов за рубежом не будет", - сказал Рукша.
Стоимость контракта на строительство "Росситы" и ее испытания составляет 75 миллионов евро. Глава "Росатомфлота" отметил, что судно достаточно необычно по своей конструкции, оно способно выдерживать повышенную нагрузку на днище, в том числе точечную, оборудовано системой видеонаблюдения и пожаротушения (с помощью воды и углекислого газа).
Помимо этого, судно может разворачиваться на месте благодаря наличию двух гребных винтов. Такая маневренность особенно важна с учетом сложности входа судов в Губу Андреева и сложности задач, выполняемых "Росситой".
В "Росатомфлоте" также отмечают, что контракт на изготовление "Росситы" был выполнен итальянской стороной успешно и в очень сжатые сроки.
Контейнеровоз "Россита" в пятницу был представлен руководству Мурманской области и экспертному сообществу у Морского вокзала города Мурманска.
"Россита" строилась на верфи "Mуджано" компанией "Финкантьери" в городе Ла Специа, Италия. Судно ледового класса предназначено для работы в сложных арктических условиях. Длина контейнеровоза - 84 метра, ширина - 14 метров. "Россита" имеет два изолированных грузовых трюма общей вместимостью 720 тонн. Судно может развивать скорость до 12 узлов и находиться в автономном плавании 3 тысячи морских миль.