22 сентября 2011

Атомоходы нового типа необходимы для обслуживания Севморпути

Строительство трех новых двухосадочных атомных ледоколов должно быть завершено к 2020 году для полноценного обслуживания арктических портов Севморпути, в том числе речных, заявил в четверг заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.

В 2016-2017 годах возникнет так называемая "ледокольная пауза", когда продойдет к концу срок эксплуатации ледоколов "Таймыр и Вайгач", в этом случае необходимость в вводе в работу двухосадочных ледоколов, которые смогут обслуживать порты в устье Енисея, особенно актуальна, пояснил Олерский журналистам в кулуарах Второго международного форума "Арктика - территория диалога".

Двухосадочные ледоколы предназначены для круглогодичной эксплуатации в западном районе Арктики, а в летне-осенний период - в восточном районе Арктики. По замыслу авторов проекта, атомоход должен решать такие задачи, как самостоятельная проводка судов и лидирование караванов, ледокольная проводка судов на участках Енисея и Окской губы, буксировки судов, оказание им помощи судам и проведение спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.

В рамках программы "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы" Росатом планирует построить три двухосадочных ледокола, первый из которых предполагается спустить на воду в 2016 году, а также шесть дизель-электрических ледоколов. Каждое судно рассчитано на 40 лет работы.

"Основная задача сейчас - построить эти три ледокола до 2020 года, остальное - дело техники", сказал замминистра.

По словам Олерского, понимание необходимости создания новых ледоколов в правительстве есть, поэтому есть и все основания полагать, что "все будет в порядке". Несмотря на то, что "прямой коммерческий возврат невозможен", эти атомоходы важны для полноценного ледокольного обеспечения морского транспорта на Севморпути, отметил он.

Замминистра напомнил, что общий бюджет, выделенный на строительство всех трех ледоколов, в целом составит около 90 миллиардов рублей, первая "порция" финансирования - 20 миллиардов.

В состав современного атомного флота России, владельцем и оператором которого является предприятие ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации Росатом, входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", а также пять плавучих технических баз обслуживания.

Всего за годы эксплуатации ледокольного флота в России было построено десять атомоходов, из них девять ледоколов и один атомный лихтеровоз "Севморпуть". На сегодняшний день три атомных ледокола выведены из эксплуатации - "Ленин" (первый, заложенный в 1956 году), "Сибирь" и "Арктика".

Второй международный форум "Арктика - территория диалога", организованный Русским географическим обществом (РГО), проходит в Архангельске 22-23 сентября. Основной темой мероприятия является формирование транспортной системы как фундамента для развития арктического региона. Также участники форума обсудят проблемы экологии, безопасности и повышения качества жизни коренных народов региона. Информационным спонсором форума является РИА Новости.