В 2013 году (на год раньше, чем изначально планировалось) начнется вывод из эксплуатации американского ядерного авианосца «Enterprise». Командование ВМФ США и верфь Puget Sound (PSNS) уже провели оценку этого беспецедентного долговременного проекта и его воздействия на работников и окружающее пространство.
Верфь Puget Sound имеет опыт утилизации судовых реакторных установок – ранее там прошли утилизацию 114 судов с ядерным источником энергии. Однако 106 из них были подводными лодками, а остальные 8 – атомные крейсера с двумя реакторными отсеками.
«Enterprise» имеет 4 реакторных отсека, как и крейсер. Но это первый корабль такого размера и назначения, поэтому работа с ним будет требовать специальных условий.
В настоящее время точно известно, что выгрузка топлива из «Enterprise» и его дезактивация будут произведены на судостроительном заводе East Coast. После чего дезактивированный авианосец будет отбуксирован на верфь Puget Sound в Бреметоне. Что касается дальнейших действий, то рассматриваются два варианта: приоритетный, предлагаемый ВМФ, и вариант, не предполагающий активных действий.
Согласно предложениям ВМФ, как только авианосец окажется на верфи, от него немедленно будут отделены реакторные отсеки. Рабочие верфи также примут участие в разборке корпуса корабля и переработке оставшихся секций. Предполагается, что весь ход работ займет 8 лет. По оценкам, на эти работы потребуется затратить сумму в интервале 300-500 млн долларов и порядка 850 тысяч человеко-часов. Напомним, строительство авианосца в 1957 году обошлось в 450 млн долларов.
Второй рассматриваемый вариант, как поступить с авианосцем, называют «вариант бездействия». Он предполагает выгрузку топлива из авианосца на верфи Newport News и дальнейшее хранение авианосца, не трогая его, в течение неопределенного времени на PSNS. Для выдержки авианосца на воде может быть сооружен специальный причал.
Такой вариант выглядит более простым, но будет впоследствии требовать постоянных усилий по поддержанию безопасности, включая такие меры, как противопожарная защита, постоянная откачка воды, противокоррозийная защита, затраты на освещение и т.д.
Исходя из всех этих соображений, пресс-секретарь PSNS Дарси Дженн заявилexternal link, opens in a new tab, что более предпочтительным является вариант с выделением реакторных отсеков и последующей их отправкой на захоронение в Хэнфорд.