Генеральный директор государственной корпорации Росатома Сергей Кириенко выступил на пленарном заседании конференции «Атомекс-2011».
Перед тем, как перейти к основной теме конферении – организации закупочной деятельность в Росатоме – руководитель Госкорпорации подвел основные итоги уходящего 2011 года.
По словам Сергея Кириенко, пессимистические прогнозы после аварии в Фукусиме не оправдались – прекращения «атомного ренессанса» не произошло. Фактически отказаться от ядерной энергетики решила лишь одна страна – Германия (еще ряд стран, таких как Италия, формально также приняли решение отказаться от мирного атома, но поскольку в той же Италии и ранее не было ни одной АЭС, то подобные заявления – не более чем риторика для электората). Большинство же стран, напротив, намерены и дальше развивать ядерную энергетику. И это не только развивающиеся страны, впервые вступающие на этот путь, но и, например, Великобритания, заявившая о намерении построить 16 новых энергоблоков.
Что же касается российского атомного экспорта, то, как сообщил глава Росатома, уже после Фукусимы объем заказов Росатома увеличился практически в 2 раза.
«Только что сдали блок АЭС в Бушере, сооружается по ранее заключенным контрактам еще 11, а с учетом новых контрактов нам предстоит соорудить 21 энергоблок за рубежом», - отметил Кириенко.
«Однако, - заявил глава Росатома, - такие результаты не дают повода для успокоения, а накладывают еще большую ответственность. После Фукусимы требования к безопасности АЭС серьезно возросли. Возник даже новый термин – «постфукусимские требования к безопасности». Это означает, что уровень безопасности АЭС должен быть таким, что если бы рядом с АЭС повторились природные условия, которые были в Фукусиме, то станция не пострадала бы. Могу заверить, что новые АЭС, сооружаемые по российским проектам, отвечают этим требованиям. Это означает, что конкурентоспособность российских АЭС в мире повысилась».
В качестве примера Сергей Кириенко привел Тяньваньскую АЭС, сооружаемую сейчас в Китае, которая является сегодня самой безопасной в мире. Именно этот проект и взят за основу для дальнейшего тиражирования. Руководитель атомной отрасли указал на ряд элементов защиты станции – пассивная система отвода тепла, ловушка расплава активной зоны и т.п.
«Если бы эти элементы были на АЭС в Фукусиме, - то сейчас большинство людей в мире даже и не знали бы о существовании такой станции», - сказал он.
Перейдя к основной теме форума – об организации закупочной деятельности – генеральный директор Госкорпорации заявил, что главным, чего Росатом требует от поставщиков, является в первую очередь надежность, безопасность и качество, и только во вторую очередь – снижение цены.
«Точнее, - сказал Кириенко, - снижение цены тоже принципиально важно, если оно не в ущерб безопасности».
По его словам, только на экономии за счет снижения цен Росатом в 2011 году сэкономил 20 млрд рублей.
Также Сергей Кириенко обозначил принципиальный курс на увеличение открытости закупочных процедур, уменьшение доли таких закупок, которые по тем или иным причинам проходят в закрытом режиме или через единственного поставщика. Он привел следующую статистику: в 2010 году было проведено 24 тысячи открытых закупочных процедур на общую сумму 187 млрд рублей, в 2011 году – 46 тысяч закупок на сумму 378 млрд рублей, прогноз на 2012 год – более 45 тысяч закупок на сумму свыше 390 рублей. В имеющихся планах – анонсировать закупочную деятельность на год вперед, сделать максимально открытой и прозрачной не только процедуру заключения контракта, но и отчет о его исполнении.
Новшество. Введенное в этом году – заседания закупочной комиссии Росатома по крупным закупкам ведется в режиме прямой онлайн-трансляции.
«Конечно, не реально выкладывать в прямой эфир все 45 тысяч заседаний, но в отношении крупных контрактов стоимостью более 100 млн рублей такая мера внедрена», - сказал Кириенко.
Но, идя навстречу поставщикам, Росатом вправе и выдвигать к ним и ответные требования. Чего же ждет Ростом от своих поставщиков?
«Наши требования – качество, добросовестность, соблюдение сроков», - заявил Кириенко, - еще есть немало компаний, у которых соблюдение этих требований оставляет желать лучшего. Пока закупочная система была несовершенна, наши требования были мягкие. А теперь, когда система закупок налажена, - требования ужесточились».
В качестве одной из мер в этом направлении глава Росатома назвал возможность расторгать контракт в том случае, если подрядчик срывает сроки выполнения заказов. Не секрет, что очень часто реальные сроки сдачи объекта значительно отодвигаются по сравнению с ранее утвержденным проектом. Теперь будут приниматься меры по пресечению такого развития событий. Руководитель Росатома привел примеры нескольких подрядчиков, контракты с которыми были разорваны из-за срыва сроков выполнения.
Выступившие вслед за Сергеем Кириенко другие представители Росатома дополнили и конкретизировали информацию об организации закупочной деятельности.