На состоявшемся в конце февраля совместном семинаре Росатома и экологических организаций, заместитель директора ИБРАЭ РАН Сергей Антипов рассказал о перспективах подъема затопленных ядерно- и радиационно-опасных объектов в арктических морях.
Еще несколько десятилетий назад практика затопления объектов с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) была общепринятой, и этим занимались все страны. Потом были приняты конвенции, запрещающие такие операции. Тем не менее в арктических морях находится большое количество таких объектов.
Сейчас возрастает роль Арктики как богатейшего источника сырьевых ресурсов, транспортной магистрали и «кухни погоды».
По словам Антипова, масштабные испытания ядерного оружия, сброс РАО в воды северных морей, затопление объектов с ОЯТ и РАО около Новой Земли, гибель двух атомным подводных лодок (АПЛ) - основные источники радиоактивного загрязнения арктических акваторий.
В результате успешного международного сотрудничества и развертывания масштабных работ по комплексной утилизации АПЛ, многие задачи уже успешно решены, решаются, или понятно как их решать.
Остается принять решение по тому, что было ранее затоплено. Затопление производилось в основном в Карском море. Было захоронено 3 АПЛ с ОЯТ, всего 6 активных зон, 1 атомный реактор, 1 контейнер с ледокола Ленин, 10 судов с ТРО, 735 радиоактивных блоков, более 17000 контейнеров с РАО.
Перед затоплением объекты готовились по разным технологиям, кроме АПЛ К-159, затонувшей при буксировки с восточной части Кольского полуострова на судоремонтный завод в 2003 году, и АПЛ «Комсомолец», которая погибла в результате аварии в 1989 году.
«Необходимо взять пробы воды, грунта, биоты и померить фон - это сейчас является целью практически всех международных экспедиций, проводящих там исследования. До настоящего времени заметного загрязнения и распространения радионуклидов обнаружено не было», - рассказал Антипов.
По его словам, необходимо провести комплексные инженерно-радиационные обследования, оценку угроз и рисков и иных аспектов. С учетом всех этих данных надо будет принимать решения по каждому объекту в отдельности: подъем, транспортировка, утилизация, обращение с РАО и ОЯТ; консервация; оставить, как есть.
По данным директора ИБРАЭ РАН, потенциальную угрозу представляет лодка К-27, затопленная в Карском море и оборудованная реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Хотя к затоплению она была подготовлена - залита битумом, бетоном, фурфуролом. Однако фурфурол не заполнил все объемы, поэтому внутри оказался воздух и конденсат.
Было рассчитано, что лодка может безопасно пролежать 50 лет. Сейчас она на дне находится более 40 лет.
«Этот объект сейчас вызывает наибольшее беспокойство. Его надо поскорее обследовать и принимать решение о подъеме. Причины - высокое обогащение топлива, малая глубина затопления (около 30 метров), недостаточная надежность защитных барьеров, возможность самопроизвольной цепной реакции, а также небольшой запас временного ресурса комплекса выгрузки АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем в Гремихе, бывшей базе ВМФ на восточном побережье Кольского полуострова», - уверен Антипов.
«Мы предлагаем поручить «Росатому» взять ответственность за решение этой проблемы», - заявил он.
Исследования ИБРАЭ РАН позволили сделать следующие предварительные выводы: натурные исследования говорят о том, что затопленные объекты с ОЯТ и РАО не представляют сейчас реальной опасности для окружающей среды, потенциальная опасность зависит от защитных барьеров, процессов их разрушения и переноса радионуклидов в морской воде, без комплексной программы дальнейшего обращения с ними.
«Необходима организация экспедиций для проведения комплексных инженерно-радиоэкологических обследований объектов, анализ различных вариантов обращения с ними с учетом всех факторов», - уверен директор ИБРАЭ РАН.
Сергей Антипов заявил о необходимости международного сотрудничества в данной области.