25 февраля 2016 года в Москве состоялось международное Стартовое совещание по проекту «Технико-экономические исследования и разработка плана действий по безопасному и надежному обращению с радиационно-опасными объектами, затопленными в Арктических морях». В совещании приняли участие представители Еврокомиссии, Италии (SOGIN), Норвегии (NRPA), Великобритании (NUVIA), Германии (EWN). С российской стороны в мероприятии участвовали представители Госкорпорации «Росатом», Общественного совета Росатома, а также ИБРАЭ РАН.
В Арктических морях находится большое количество затонувших и затопленных ядерных и радиационно-опасных объектов, в их числе 3 АПЛ (6 активных зон), несколько реакторных отсеков, в т.ч. 4 с ОЯТ, свыше 17 тысяч контейнеров с РАО. Регулярно проводятся как российско-норвежские экспедиции по мониторингу затонувших объектов, так и по линии Минприроды.
В федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2025 года» вопрос о затопленных и затонувших объектах не включён по причине отсутствия конкретных технических решений.
Руководитель проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ» Госкорпорации «Росатом» Анатолий Захарчев напомнил, что
решением проблем ядерного наследия Росатом занимается с 1999 года. В первую очередь решались задачи ликвидации ядерного наследия на наземных площадках, главная из которых - утилизация АПЛ, выведенных из эксплуатации. 123 АПЛ утилизированы и около 80 доведены до одноотсечных блоков и размещены в губе Сайда. Была большая проблема с аварийными АПЛ, сегодня этот вопрос снят. Завершен вывоз ОЯТ из Гремихи, решается задача по вывозу ОЯТ жидкометаллических реакторов. Недавно совместно с Германией введен в эксплуатацию пункт кондиционирования РАО в губе Сайда, начат вывоз ТРО из Гремихи и губы Андреева. Все эти задачи решались в рамках «Глобального партнёрства». Таким образом, решение проблем ядерного наследия на береговых площадках подходит к концу и теперь важно обратить внимание на затопленные объекты. Это серьезная и не менее проблемная задача. Каждый объект индивидуален, и к нему нужен свой подход. Предлагается эту задачу, как и предыдущие, также решать в рамках «Глобального партнёрства».
Начальник отдела координации и реализации международных программ Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев уточнил, что
проблемы ядерного наследия заставили объединить усилия разных стран для того, чтобы это наследие ликвидировать. Программа «Глобального партнёрства» была рассчитана на 10 лет, затем продлена ещё на 10 лет, и в настоящий момент выполняются программы, которые были приняты странами-донорами в рамках двухстороннего и многостороннего сотрудничества. Для их юридического оформления были приняты ряд межправительственных соглашений, таких, как Рамочное соглашение о многостороннем сотрудничестве на Северо-Западе России и двухсторонние соглашения. Они предусматривают освобождение от ответственности за ядерный ущерб и освобождение средств доноров от НДС, вопросы инспекторских проверок. Этот опыт следует продолжить и на новом этапе.
По инициативе Комиссариата по атомной энергии Франции (CEA) и итальянской компании SOGIN принято решение на уровне Евросоюза, в котором поставлена задача провести технико-экономические исследования по вопросам, связанным с затопленными объектами в Арктике. Проект объединяет консорциум представителей Германии, Франции, Великобритании, Италии, Норвегии при финансовой поддержке Еврокомиссии. В качестве основы было взято российско-итальянское соглашение о сотрудничестве в области утилизации АПЛ. Участником договора с российской стороны стал ИБРАЭ РАН, заключивший контракт с итальянской компанией SOGIN. Проект дополнен также положениями об обмене конфиденциальной информацией, вопросах собственности и др. Договор рассмотрен и одобрен Госкорпорацией «Росатом».
Заместитель генерального директора ИБРАЭ РАН Сергей Антипов выступил с информацией о технических деталях проекта по обращению с радиационно-опасными объектами, затопленными в Арктических морях. Докладчик отметил, что ИБРАЭ РАН осуществляет научное обеспечение федеральной целевой программы по ядерной и радиационной безопасности, в частности, силами ИБРАЭ РАН разработан Стратегический мастер-план по решению проблем ядерного наследия. Что же касается именно затопленных объектов, то ИБРАЭ инициировал постановку этого вопроса и в последнее время активно занимается его разработкой, в т.ч. исследованиями состояния затонувших АПЛ и затопленных объектов.
«Состоявшаяся встреча является свидетельством того, что работы по этому направлению начались»,
- констатировал Сергей Антипов.