В конце 2019 года на заседании Ассамблеи доноров в презентации российской стороны были представлены некоторые результаты с предварительными оценками, сделанными группой международных компаний для объектов, затопленных или затонувших ранее в Карском и Баренцевом морях.
Из представленных материалов следует, что наибольшую опасность могут представлять шесть объектов, содержащих ядерные материалы. Это АПЛ К-159, К-27, реакторные отсеки АПЛ К-11, К-19, К-140 и экранная сборка атомного ледокола «Ленин». Именно эти шесть объектов содержат более 90% суммарной активности всех затопленных объектов (около 8 ТБк).
Для этих объектов были также рассмотрены различные варианты обращения с ядерными материалами. По мнению разработчиков технико-экономических исследований (ТЭИ), лучшим вариантом считается полное удаление из воды ядерных материалов, чтобы следующим поколениям не оставлять радиоэкологического наследия в морских глубинах.
Наличие данных затопленных объектов вызывает особую озабоченность у скандинавских стран. Соответственно, при наличии ТЭИ на затопленные объекты ряд вкладчиков Фонда природоохранного партнерства «Северное измерение» (ФППСИ) рассчитывают на обращение России в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) о заинтересованности в подъеме объектов и готовности к финансированию этих мероприятий.
В свою очередь, такое обращение должно быть подписано достаточно высоким должностным лицом в Российской Федерации.
Со своей стороны, ЕБРР собирается провести консультации с Европейской Комиссией (ЕК) о приемлемости начала работы по этому новому направлению.
По существующему мнению, после консультаций с Европейской Комиссией и обращения России будет возможно начать переговоры с вкладчиками ФППСИ «Ядерное окно». По правилам ЕБРР этому должно предшествовать подготовка описания проекта, в котором излагается стратегия работ по утилизации затопленных объектов. При подготовке данного документа особое значение придается организационным вопросам – например, таким как наличие органа исполнительной власти, ответственного за объекты, юридических обоснований – действующих международных межправительственных соглашений и связанных с ними обеспечений.
Наибольшую озабоченность может вызывать атомная подводная лодка К-159 в Баренцевом море. Причины в этом следующие – ядерный реактор АПЛ не готовился к затоплению, которое произошло по трагической случайности; объект находится недалеко от Мурманска, вблизи морских транспортных путей; районов рыбного промысла и др. Соответственно, АПЛ К-159 можно рассматривать как приоритетный пилотный международный проект.
С технической точки зрения наиболее сложным этапом считается подъем со дна Баренцева моря затонувшей АПЛ, поэтому к нему потребуется особенное внимательное отношение. ЕБРР отмечает, что в части утилизации АПЛ Госкорпорация «Росатом» имеет большой практический опыт и, в свою очередь, финансовые вложения России соизмеримыми с международной донорской помощью.
В текущем году должно состояться заседание Ядерного операционного комитета, на котором можно будет представить и вопрос затопленных объектов. В ФППСИ существует небольшое количество свободных финансовых средств, которые можно будет использовать для части работ по пилотному проекту.
Обсуждая техническую сторону проекта, все участники этого процесса отмечают необходимость строительства специального судна для подъема АПЛ. Конечно, по мнению руководителя проектов МТП Григорьва А. В., представляется нерациональным строительство специального устройства для нескольких подъемных операций, это неизбежно приведет к удорожанию проекта в целом и как следствие к значительному увеличению сроков его реализации. В качестве предпочтительного альтернативного варианта можно рассмотреть фрахтование судна, отвечающего соответствующим требованиям. К сожалению таких судов нет ни в России, ни за ее пределами. Поэтому строительство станет неизбежным событием.
Тема ликвидации влияния затопленных объектов с 2019 года приобретает все большую актуальность и все более активно обсуждается, как в России, так и за ее пределами. Госкорпорация «Росатом», имеющая богатый опыт решения проблем ядерного наследия, может положительно содействовать организации международного сотрудничества и работам по выгрузки ОЯТ и утилизации поднятых с акватории объектов.