В июле в Научно-исследовательском отделе сварки ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» в рамках выполнения Гособоронзаказа успешно выполнена электроннолучевая сварка изделий из сплава алюминия с исключительно высокими требованиями по качеству сварных соединений.
Этот опыт подтверждает, что созданные в НИКИМТ-Атомстрое технологии автоматической дуговой сварки изделий из сплавов алюминия на протяжении длительного времени остаются конкурентоспособными, а в ряде случаев непревзойденными по показателям качества и экономичной эффективности.
Опыт предприятия по автоматической сварке сплавов алюминия представлен рядом публикаций в отраслевых изданиях, журналах «Сварочное производство» и «Автоматическая сварка», в двух книгах издательства «Машиностроение». Кроме того, НИКИМТ является разработчиком федеральных нормативных документов по правилам и нормам в атомной энергетике: ПН АЭ Г-7-022-90 «Дуговая сварка алюминиевых сплавов в защитных газах. Основные положения» и ПН АЭ Г-7-023-90 «Сварные соединения алюминиевых сплавов. Правила контроля».
Сварка самых разнообразных изделий и конструкций из сплавов алюминия является для предприятия традиционным направлением исследовательской и производственной деятельности. Научно-технический уровень разработок в области автоматической сварки сплавов алюминия, достигнутый НИКИМТом еще в 60-х годах, был таков, что именно ему поручалась разработка технологии и оборудования для сварки наиболее ответственных объектов отрасли и по зарубежным контрактам.
В частности, показательным примером может служить созданная технология изготовления тяжеловодного бака активной зоны реактора Чехословацкой АЭС А-1 в Богунице. На базе выполненного НИКИМТом комплекса НИОКР были разработаны уникальные технологии, оборудование и оснастка автоматической сварки корпуса тяжеловодного бака (свариваемые толщины от 40 до 300 мм), технологических каналов, контура циркуляции тяжелой воды, биметаллических переходников сталь-алюминий. Разработанные технологии, оборудование и оснастка были реализованы при изготовлении тяжеловодного бака на заводе «Шкода» в городе Пльзень и на монтажной площадке АЭС А-1 в Богунице; при этом все сварные соединения были выполнены на 100% бездефектными и принимались с первого предъявления.