По информации «Известий», в июне во время Санкт-Петербургского международного экономического форума представители структур миллиардера Бориса Зингаревича встречались с главой «Росатома» Сергеем Кириенко. Речь шла, в частности, о возможной покупке «Росатомом» американского актива Зингаревича, компании Ener1. Этот разработчик-производитель батареек зимой прошел процедуру банкротства и реструктуризировал долги.
«Росатом» выберет аккумуляторы по вкусу
Этой зимой «Росатом» рассматривал покупку 49% у «Роснано» новосибирского производителя аккумуляторов «Лиотех» — о сделке заявлял губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Кроме того, в целом долгосрочная стратегия «Росатома» подразумевает покупку неядерных активов в смежных отраслях. Однако, по словам представителей «Росатома» и «Роснано», сделка с «Лиотехом» пока не состоялась. Госкорпорация Анатолия Чубайса на текущий момент владеет 59,99% новосибирской компании, которая входит в число партнеров ТВЭЛа, топливной «дочки» «Росатома».
В «Росатоме» «Известиям» не опровергли факт встречи Кириенко с представителями Зингаревича и подтвердили заинтересованность в целом в аккумуляторных технологиях, но сделки в этой сфере до окончания пилотных проектов проводить не планируется.
— У «Росатома» есть интерес в целом к тематике накопления энергии, поскольку использование подобных технологий может повысить конкурентоспособность нашего ключевого продукта на внутреннем и внешнем рынках — атомной станции, — сообщил представитель госкорпорации. — Выбор технологического партнера возможен только по итогам реализации нескольких пилотных проектов разных типов с разными поставщиками решений. Инициирование таких проектов планируется осуществить до конца 2012 года. В этой связи в настоящее время мы не планируем приобретение или участие в капитале производителя систем накопления. Соответственно и переговоров на эту тему не ведем.
Представитель холдинга Z1, управляющего активами Бориса Зингаревича, также не подтвердил и не опроверг факт встречи, однако отметил, что на настоящий момент ни о каких конкретных сделках слияния и поглощения в отношении Ener1 речи не идет.
Новые китайские перспективы Ener1
Борис Зингаревич (у него есть брат-близнец Михаил, который в 2010 году купил за 51 млн рублей фотографию Дмитрия Медведева «Тобольский кремль») начал инвестировать в Ener1 еще в 2002 году и вскоре получил контроль над компанией. На закате 2000-х Ener1, как и ее конкуренты, получила от американских властей субсидию в размере $118,5 млн. Но к концу 2011-го из-за убытков ($165 млн за 2010-й) и долгов на $90,5 млн (на 31 декабря 2011 г.) Ener1 обанкротилась. Долги за несколько месяцев были реструктуризованы: по словам источников «Известий», среди кредиторов Ener1 были российские госбанки, но тяжелее всего было договориться с Goldman Sachs.
Справиться с проблемами помогли в том числе российские госконтракты: в 2011 году объявлено о контракте Ener1 с контролируемой властями Федеральной сетевой компанией на $40 млн. Сейчас с ФСК работает российская «сестра» Ener1 — EnerZ. Что касается других известных случаев помощи Ener1, то экс-министр финансов Алексей Кудрин приобрел в 2010-м за €35 тыс. электромобиль Think — от норвежской компании Think Global. Считается, что как раз из-за списания инвестиций в нее и обанкротилась Ener1.
Сейчас Ener1 повышает свою стоимость путем международного сотрудничества. Так, обретает реальные черты китайское СП по разработке и производству литий-ионных батарейных систем — Zhejiang Wanxiang Ener1 Power System Co., Ltd. В начале 2012 года СП получило все необходимые лицензии от китайских властей, сообщил «Известиям» вице-президент EnerDel (основная операционная «дочка» Ener1) Брайан Синдерсон. Хотя первый протокол о намерениях между Ener1 и одним из ведущих местных производителей автокомпонентов Wanxiang был подписан еще в 2010 году, первая встреча совета директоров СП состоялась пару месяцев назад.
Частные электромобили пока неэффективны
По словам Синдерсона, доля Ener1 в Zhejiang Wanxiang Ener1 — 40%, Wanxiang — 60%. Сколько Ener1 вложила в СП и каковы текущие финансовые показатели самой Ener1, не раскрывается. С помощью связей Wanxiang предприятие планирует поставлять на китайский рынок аккумуляторные системы для транспорта и энергетических компаний. Брайан Синдерсон добавил, что среди прочего СП рассчитывает поставлять аккумуляторы для электроавтомобилей. По словам собеседника, Китай, где экология городов испорчена традиционными авто, обещает стать одним из крупнейших мировых рынков электромобилей благодаря господдержке. В некоторых городах субсидии на покупку электромобиля составляют до 120 тыс. юаней ($18,7 тыс.), при средней стоимости агрегата в $30–40 тыс.
Аналитик консалтинговой фирмы Branan Павел Аблязов констатирует, что на сегодняшний день транспорт на аккумуляторах может быть выгоднее углеводородного только в случае его господдержки и регулярного коммерческого использования.
— Чем чаще автомобиль используется, тем меньше отрыв от бензинового аналога по издержкам, ведь у электромобилей пока что относительно велики капитальные издержки; операционные меньше, чем у традиционных машин, — рассуждает Аблязов. — Прогнозы сводятся к тому, что литий будет дешеветь и если литий-ионные технологии будут развиваться теми же темпами, личное использование электромобилей станет экономически эффективным не менее чем через 5–7 лет.