Объединенная судостроительная корпорация получила заказ на строительство атомного ледокола стоимостью около 37 млрд руб. для "Атомфлота". Подконтрольный корпорации с зимы Балтзавод оказался единственным участником конкурса: только у этой верфи есть необходимые лицензии и компетенции для строительства атомного ледокола. Новый контракт увеличит портфель заказов Балтзавода в четыре раза.
Дочерняя компания ОСК — "Балтийский завод — Судостроение" (БЗС) получила заказ на строительство головного атомного ледокола проекта 22 220 мощностью 60 МВт (ЛК-60). Соответствующее решение в пятницу приняла конкурсная комиссия, состоящая из представителей госкорпорации "Росатом" и непосредственного заказчика в лице ФГУП "Атомфлот" (входит в "Росатом"). Как следует из опубликованного на сайте госзакупок протокола заседания комиссии, БЗС был единственным претендентом на контракт. В ОСК и БЗС "Ъ" подтвердили, что контракт передан Балтзаводу.
БЗС получит контракт за его начальную цену — 36,9 млрд руб. (текущий портфель заказов верфи, по оценкам источников "Ъ", составляет около 12 млрд руб.) Судно должно быть сдано "Атомфлоту" до конца 2017 года.
"По утвержденному графику, закладка ледокола на стапеле запланирована на ноябрь 2013 года, а спуск на воду — на ноябрь 2015 года",
— сообщили "Ъ" в ОСК.
Еще до конкурса источники "Ъ" на рынке уверяли, что заказ на ЛК-60 получит именно Балтзавод как "единственная в России верфь, у которой есть компетенции по строительству атомных ледоколов". ОСК долго боролась за Балтзавод, который входил в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) Сергея Пугачева и был заложен по невыплаченному кредиту Межпромбанка. ОСК получила операционный контроль над предприятием в декабре — тогда в ходе совещания с участием Владимира Путина было принято решение начать процедуру банкротства в отношении ОАО "Балтийский завод", а все заказы и персонал перевести на БЗС (см. "Ъ" от 5 декабря 2011 года).
До получения контроля над Балтзаводом ОСК конкурировала с ним. Так, в 2010 году из-за жалобы ОСК в ФАС был отменен конкурс "Росморпорта" на дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт (ЛК-25), в котором участвовали также Балтзавод и Nordic Yards Виталия Юсуфова (в нее входят две верфи в Германии). Уже контролируемый ОСК Балтзавод получил этот заказ в декабре прошлого года. Тогда же корпорация заключила с "Росморпортом" соглашение о строительстве еще трех дизель-электрических ледоколов мощностью 16 МВт (ЛК-16). Роман Троценко, который был тогда президентом корпорации, оценивал контракт на строительство ЛК-25 в 7,25 млрд руб., а контракт на ЛК-16 — еще в 8 млрд руб. Ледоколы должны быть сданы в 2015 году. По словам источника "Ъ" в отрасли, корпуса ЛК-16, скорее всего, будут строиться на мощностях Выборгского судостроительного завода (ВСЗ), а "начинка" будет установлена на СП ОСК и STX Finland — верфи Arctech Helsinki Shipyard Oy, расположенной в Хельсинки.
Глава Nordic Yards Виталий Юсуфов сообщил "Ъ", что компания не принимала участия в конкурсе на строительство ЛК-60, поскольку "по его условиям из конкурса исключались компании, не обладающие лицензией на работу с ядерной техникой". Вместе с тем, по его словам, Nordic Yards готова помочь ОСК в исполнении заказа "на условиях производственной кооперации". В ОСК "Ъ" сообщили, что "контакты с Nordic Yards по этому вопросу были", но "интереса" к этому у корпорации нет.