ФГУП «Атомфлот» ледокольными проводками судов способствует стабильному росту транзитных грузоперевозок по трассам Северного морского пути в летний сезон навигации 2012 года.
В период с 11 по 23 июля ледоколы «Ямал» и «Вайгач» осуществили проводку каравана из четырех судов от пролива Карские ворота до мыса Дежнева. В состав каравана входили судно «Nordic Odyssey» с грузом железорудного концентрата, танкер «Marilee» с грузом газового концентрата, балкер «Капитан Данилкин» и четвертое судно ТБС «Венгери», которое совершало перегон из порта Мурманск в порт Холмск (о. Сахалин).
В обратном направлении в период с 20 июля по 1 августа ледокол «Вайгач» провел от Берингова пролива до мыса Желания на архипелаге Новая Земля танкера «Stena Poseidon» с грузом керосина, «Nordic Orion» с газовым конденсатом и китайский ледокол «Xuelong», проследовавший на запад через пролив Карские ворота.
В июле-августе 2012 г. помимо транзитных рейсов атомные ледоколы осуществляли проводку судов к устью р. Хатанга (море Лаптевых), к порту Певек и на бар реки Индигирки.
В навигацию 2012 года вплоть до середины августа отмечается неблагоприятная ледовая ситуация в проливе Лонга. От м. Шелагский до Колючинской губы сохраняются полосы льда, препятствующие безледокольному плаванию судов. В настоящее время на этом участке атомный ледокол «Россия», закончив проводку на восток судна «Nordic Orion», взял под проводку караван с востока в составе судов «Marica» и «Nordic Odissey».
В июле и начале августа при проводке крупнотоннажных судов севернее Новосибирских островов, а затем на юго-восток, в Восточно-Сибирском море серьезным препятствием могли стать двухлетние льды. Благодаря радиолокационной космической съемке этого района, ледоколам были даны соответствующие рекомендации для плавания по маршрутам, где ледовые условия были менее тяжелыми.
По оценкам, объём транзитных перевозок по Севморпути с помощью атомных ледоколов в текущем году может достигнуть 1 млн тонн. По данным ИА «Арктика-Инфо», за пять месяцев 2011 года атомоходы провели по СМП 34 транзитных судна, общая масса перевезенного груза составила 820 тысяч тонн. В 2010 году было выполнено четыре транзитных рейса и перевезено 111 тысяч тонн. Кроме того, если в 2010-2011 гг. атомоходы водили сквозь льды в основном одиночные суда, то особенностью нынешнего года стало формирование караванов, что позволяет повысить эффективность и рентабельность ледокольного обеспечения. Свободные ото льда участки суда проходят самостоятельно, а затем, объединившись в караван, движутся по ледовой трассе в сопровождении атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот».
В интересах информационного обеспечения ледокольных проводок штаб морских операций ФГУП «Атомфлот», как и в прошлые годы, активно использует оперативные спутниковые снимки. Основными источниками информации для всепогодного контроля ледовой обстановки являются изображения спутниковых радиолокаторов, которые по заказу ФГУП «Атомфлот» оперативно поставляет ИТЦ «СКАНЭКС». Дополнительными источниками информации являются обзорные спутниковые снимки мультиспектральных оптических сканеров. Использование оперативных данных о ледовой обстановке позволяет сократить время следования за счет оптимизации маршрута движения судов и в конечном счете повысить безопасность плавания в морях Арктики. Радиолокационнные и оптические снимки через 60 минут после проведения съёмки районов вдоль трассы Северного морского пути передаются специалистам Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот». Столь высокая степень оперативности стала возможной благодаря работе со спутниковыми изображениями в режиме прямого приема на сеть станций ИТЦ «СКАНЭКС» и использованию геопортальных технологий для визуализации данных.