Российский атомный ледокол «Ямал» класса Арктика был заложен в 1986 году, а спущен на воду 27 октября 1992 года. За 20 лет атомоход совершил 46 рейсов к Северному полюсу.
Судно рассчитано на преодоление ровного льда толщиной 2,5-3,5 метров с устойчивой скоростью 1-2 узла. Атомный ледокол «Ямал» имеет двойной корпус, изготовленный из стали АК-28. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет пятиметровый «ледовый пояс» толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса составляет около 30 мм. «Ямал» может колоть лед, двигаясь как вперед, так и назад.
Корпус атомного ледокола «Ямал» разделен на восемь водонепроницаемых отсеков, по центру расположена пятиуровневая надстройка. «Ямал» несет на себе один вертолет Ми-8Т и несколько лодок класса Зодиак. Ледокол оснащен спутниковыми системами, обеспечивающими навигацию, телефонную связь, факс и интернет.
На судне имеется столовая, библиотека, зал для пассажиров, волейбольная площадка, тренажерный зал, бассейн, сауна и больница. На ледоколе имеется 155 кают для экипажа и 50 пассажирских кают.
Добавившее атомному ледоколу узнаваемости стилизованное изображение акульей пасти появилось на носу судна в 1994 году как элемент оформления для детского круиза. Раскраска была оставлена по просьбе туркомпаний и со временем стала традиционной.
За 20 лет службы на «Ямале» произошло несколько ЧП. 23 декабря 1996 года на судне произошел пожар, в результате которого погиб один член экипажа. 8 августа 2007 года погибла 65-летняя туристка из Швейцарии, упав за борт. 16 марта 2009 года в Енисейском заливе Карского моря ледокол столкнулся с танкером «Индига», в результате чего на главной палубе танкера образовалась трещина, и судно пришлось сопровождать для ремонта в Архангельск.
В сентябре 2009 года ледокол эвакуировал из бухты Ледяная Гавань архипелага Новая Земля группу археологов, которые подали сигнал бедствия.