На судоремонтном заводе "Нерпа" приступили к выгрузке отработанного ядерного топлива с АПЛ "Краснодар". За своеобразную форму корпуса, лодки этого проект, прозвали «батоном». Таких кораблей было построено одиннадцать. В состав Северного флота вошли 5. Остальные несут службу на Тихом океане.
В 1996 году АПЛ "Краснодар" была выведена из состава Северного флота. Успев до этого четыре раза сходить на боевое дежурство в Атлантику, Средиземное море и завоевать приз главнокомандующего ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели.
Выгрузка отработанного ядерного топлива с АПЛ произвели в середине апреля. Следующий этап утилизация и подготовка судна к постановке на твердое основание. Срок окончания работ 2014 год.
Как рассказал директор Филиала ЦС "Звездочка" "СРЗ "Нерпа" Аркадий Оганян:
"Потом пойдет дальнейшая утилизация и подготовка корабля к постановке на твердое основание, и дальнейшая утилизация со сроком окончания - 2014 год. Когда мы должны будем сформировать одноотсечный блок, и летом 2014 этот блок реакторного отсека должен быть передан в Сайда Губу на длительное хранение".
К утилизации готовится и плавтехбаза "Лепсе". Уже разработан проект. Он достаточно сложен и рассчитан на 3-4 года. Утилизация проходить будет в несколько этапов. Сейчас завод работает над формированием инфраструктуры предприятия для безопасного производства утилизации судна. По планам на стапель "Лепсе" должна будет встать в конце года. Но есть одно "но". Прежде завод должен произвести конвертовку другой субмарины - атомной подводной лодки "К-3". На что потребуется порядка полугода.
Аркадий Оганян пояснил: "Пока не будет решен вопрос о спуске на воду "К-3", соответственно, ее конвертовки, речи никакой не может быть, в частности, проекта постановки в декабре на твердое основание "Лепсе".
На конвертовку АПЛ требуется порядка 50 миллионов рублей. Минобороны средства выделять не спешит.
Аркадий Оганян говорит: "Росатом" сейчас будет решать этот вопрос, может быть по финансированию, потому что и такая информация есть. Если не может Министерство обороны найти 46 миллионов, на конвертовку нашей легенды, может "Росатом" профинансирует.
Формирование одноотсечного блока реакторного отсека выполнялось по контракту "Росатома". Часть работ по "К-3" была выполнена за федеральный бюджет по контракту с "Росатомом".
Судоремонтники намерены сохранить "К-3" для истории. И не допустить того, чтобы легендарную подводную лодку распилили "на иголки".