В начале июля 2013 года в рамках Глобальной инициативы NNSA по снижению угрозы (GTRI) осуществлен ввоз в Россию высокообогащенного облученного ядерного топлива исследовательского реактора DNRR Института ядерных исследований г.Далат (Вьетнам). Топливо направлено на переработку на ФГУП «ПО «Маяк» (Челябинская область).
В результате с территории Вьетнама вывезено все высокообогащенное ядерное топливо. Это важное достижение стало результатом выполнения долгосрочных программ по возврату в Российскую Федерацию и в США ядерного топлива исследовательских реакторов, соответственно, российского и американского производства. Реализация этих программ способствует укреплению режима ядерного нераспространения.
Выполненная перевозка является уникальной, поскольку впервые был использован контейнер ТУК 145/С (упаковка типа С в соответствии с классификацией правил безопасности перевозки радиоактивных материалов SSR-6, МАГАТЭ), сертифицированный на перевозку воздушным транспортом отработавшего ядерного топлива исследовательских реакторов.
ТУК-145/С был разработан российскими предприятиями (ООО НПФ «Сосны» и ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ») по заказу Министерства энергетики США. Работы по обоснованию безопасности и сертификации нового транспортного упаковочного комплекта в Российской Федерации проводились при непосредственном участии и координации Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом».
Основными конструктивными элементами ТУК-145/С являются контейнер SKODA VPVR/M и защитно-демпфирующий кожух (ЗДК). Контейнер SKODA VPVR/M помещается внутрь ЗДК для снижения динамических нагрузок при возникновении аварийных ситуаций.
Для вывоза ОТВС из Далатского института ядерных исследований ООО НПФ «Сосны» разработали новую технологию загрузки ОТВС в контейнер SKODA VPVR/M «сверху» с использованием перегрузочного контейнера. В один контейнер SKODA VPVR/M были загружены ОТВС целой активной зоны реактора DNRR. Выполнению перевозки предшествовали работы по тщательному анализу безопасности. Маршрут воздушной перевозки ОЯТ ИР преимущественно пролегал над морем, в облет крупных городов и густонаселенных территорий.
История создания реактора DNRR
В 1963 г. корпорация General Atomic (США) построила в г.Далат реактор TRIGA Mark II с тепловой мощностью 250 кВт. В 1975 г. США вывезли реакторные твэлы в США. Позднее реактор был реконструирован по Советскому проекту и был введен в эксплуатацию в 1983 г. С 1984 г. реактор работает на мощности 500 кВт.Сегодня исследовательский реактор DNRR успешно используется для производства радиоизотопов, нейтронно-активационного анализа, обучения и других исследовательских целей.