Египет не собирается отказываться от планов по строительству АЭС, несмотря на непростую политическую обстановку в стране. Об этом говорится в обзорной статье, опубликованной американским востоковедческим институтом MEMRI (Middle East Media Research Institute).
Первым вопрос о ядерной программе поднял министр электроэнергии и энергии Египта Ахмад Мостафа Эмам Шаабан. Он в середине сентября обсудил эту тему с представителями МАГАТЭ во время генконференции атомного агентства. Министр пояснил, что планы строительства АЭС должны быть утверждены новым парламентом страны, выборы которого состоятся спустя несколько месяцев после принятия новой конституции.
Затем более определённо высказался временный президент Египта Адли Мансур. В публичном выступлении, посвящённом 40-летию войны 1973 года с Израилем, глава государства чётко заявил - атомная станция в Эд-Дабаа будет построена. И, возможно, не только там.
"В свете тех вызовов, с которыми мы сталкиваемся в энергетике, я даю старт проекту по строительству мирных атомных станций. Эд-Дабаа будет первой площадкой для изучения. Это общенациональный проект, призванный в ближайшие десятилетия помочь нам удовлетворить одну из наиболее важных потребностей будущих поколений",
- заявил президент.
На следующий день после выступления президента его помощник по научной части Эссам Хегджи дал интервью газете "Al-Masri Al-Yawm":
"Будучи на 90% зависимыми от ископаемого топлива, мы не имеем другого выбора иначе как возобновить ядерную программу Египта. Атомная энергия станет основным источником энергии и электричества в Египте".
Впоследствии в прессе появилась информация, что после публичных выступлений политиков в минэнерго Египта прошла серия совещаний с привлечением сотрудников трёх атомных ведомств этой страны.
На совещаниях, среди прочего, рассматривался вопрос о передаче площадки Эд-Дабаа под контроль египетского агентства по атомным станциям (NPPA). Кроме того, участники размышляли над тем, стоит ли объявлять открытый тендер по выбору поставщика реакторных технологий или напрямую передать заказ той или иной компании.
Местное население на протяжении многих лет выступало против строительства станции на этой площадке, считая, что она была реквизирована у них незаконно. После свержения Мубарака бедуинские племена захватили и разграбили площадку, поклявшись, что будут защищать её "до самой смерти". Протесты продолжались и в этом году. Однако в сентябре 2013 года после двухнедельных консультаций местные жители достигли соглашения с армией и передали контроль над площадкой военным.
Соглашение даёт гарантии населению, что если строительство станции начнётся, то ему будут выплачены весомые компенсации. Армия отказалась от всех обвинений, выдвинутых против активистов, все уголовные дела по антиатомным протестам в Эд-Дабаа будут закрыты.
8 октября в египетской прессе появились репортажи с конференции, на которой обсуждалась угроза энергетического кризиса в Египте.
Министр энергетики Ахмад Мостафа Эмам Шаабан подробно разложил участникам конференции все причины возникновения кризиса и продемонстрировал в своих выкладках разрыв, образовавшийся между генерацией и потребностями в этой стране. Производство электроэнергии в Египте, по его словам, страдает от отсутствия должного уровня обслуживания электростанций и сетей, нехватки топлива, изменения климата и проблем с физической безопасностью.
Председатель NPPA доктор Халил Ясо рассказал о том, что его ведомство делает сейчас на площадке. Разрабатываются планы строительства административных и жилых зданий для работников, а также жилого квартала для местного населения. Последнее важно для поддержания едва установившейся атмосферы хрупкого мира после многих лет антиатомных протестов.
"Проект стартует через год или максимум через 18 месяцев. Первая очередь станции будет состоять из двух блоков, мощность каждого из них - от 900 до 1950 МВт(эл.). Когда станция будет полностью достроена, её суммарная мощность составит 8 ГВт(эл.)".
Атомщик пообещал, что вопросы ядерной безопасности будут иметь наивысший приоритет при реализации проекта. При этом он напомнил о том, что другая арабская страна, а именно, ОАЭ, уже стартовала строительство своей первой атомной станции.