Второй день напряженных переговоров в Женеве представителей "шестерки" международных посредников (Россия, Китай, США, Великобритания, Франция, Германия) и иранской делегации, так же, как и первый, завершился без особого результата. Стороны переговорного процесса констатировали самые серьезные намерения и говорили об открытом и честном разговоре Тегерана, который до сих пор умело уходил от прямых вопросов оппонентов.
Команду, которая была представлена в обновленном составе, возглавлял министр иностранных дел Исламской Республики Мохаммад Давад Зариф. Он провел несколько встреч с главой дипломатии ЕС Кэтрин Эштон, что, по его словам, впервые позволило сделать совместное заявление по завершению данного этапа переговоров. Вопрос обогащения урана в мирных целях стал камнем преткновения между сторонами переговорного процесса, поэтому Иран и "шестерка" не смогли продвинуться вперед по вопросу отмены санкций.
Положительным моментом женевских встреч стала договоренность сторон встретиться на нейтральной территории еще раз, но уже в ноябре.
Второй день переговоров шел достаточно напряженно и в плотном графике. Информация поступала очень ограниченно: более "щедрой" оказалась иранская сторона, которая неоднократно заявляла о возможности обсуждения вопроса уровня, объема и методов обогащения, возможности уменьшения количества центрифуг в обмен на отмену санкции, но при признании права на обогащение урана. Второй раунд переговоров завершился выходом к прессе главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон, которая заявила, что план урегулирования ядерной проблемы, представленный Ираном, обсуждался более детально, чем когда-либо.
"(Обсуждение плана было) наиболее детальным, чем когда-либо", — заявила Эштон, отвечая на вопрос журналиста о плане решения ядерной проблемы, представленном Ираном. При этом она не стала сообщать деталей предложений, сделанных Тегераном. "Мы все договорились, что не будем вдаваться в подробности",
— сказала глава дипломатии ЕС. Она отметила, что позиции по ряду вопросов "уже определены", и попросила журналистов дать переговорщикам время, чтобы иметь возможность продвинуться вперед. При этом Эштон отметила, что эксперты Ирана и "шестерки" по атому и санкциям встретятся перед следующим раундом полноформатных переговоров, которые состоятся в Женеве 7-8 ноября.
В свою очередь, глава иранской дипломатии отметил, что, несмотря на его оптимизм, еще предстоить много сделать, чтобы достичь взаимопонимания между сторонами переговорного процесса.
"Мы провели плодотворные переговоры с нашими оппонентами, представили новый план по возможному решению иранской ядерной программы, однако нам еще предстоит достичь соглашения по обсуждаемому предмету",
— сказал Зариф. По словам министра, принимая во внимание всю серьезность вопроса, "предложенный иранской стороной новый план и его детали останутся под грифом "секретно" до тех пор, пока стороны не договорятся".
"Мы готовы и будем вести переговоры в тех рамках, которые уже обозначены",
— сказал он, добавив, что иранская сторона не откажется от своего неотъемлемого права на обогащение урана.
Глава МИД Ирана считает, что "шестерке" международных посредников по урегулированию иранской ядерной программы стоит пересмотреть свои взгляды и подходы к этой проблеме.