Заказчик строительства энергоблока № 4 Белоярской АЭС с реактором БН-800 – ОАО «Концерн Росэнергоатом», и генподрядчик погрязли в судебных тяжбах. Компании не могут решить вопрос о взыскании неустоек за многочисленные несчастные случаи, произошедшие на БАЭС в последние годы.
Как ранее сообщал «Новый Регион» со ссылкой на уральских правозащитников, за два последних года присутствия ООО «УК «Уралэнергострой» (выступает в роли генподрядчика) на атомном объекте произошло 11 несчастных случаев. Четыре ЧП случились в 2011-м (все случаи не смертельные, но тяжелые – травмированные рабочие на всю жизнь остались инвалидами, – прим. НР). В 2012 году таких происшествий было зафиксировано уже 7, в результате трех инцидентов люди погибли. До сих пор пострадавшие и родственники погибших никаких компенсаций морального и материального вреда не получили.
Об этом они сообщали в своем открытом письме на имя президента РФ Владимира Путина, в подробностях рассказывая о вопиющих случаях нарушений требований охраны труда и безопасности производства со стороны работодателей, а также отсутствии профилактических мероприятий, следствием чего и стали многочисленные несчастные случаи на БАЭС. Граждане просили президента вмешаться в сложившуюся ситуацию и восстановить справедливость.
Ощутимой реакции со стороны администрации президента РФ пока не последовало, зато стало известно о судебных тяжбах, в которых погрязли заказчик строительства энергоблока № 4 БАЭС и генподрядчик. Как стало известно «Новому Региону», еще в прошлом году Росэнергоатом выиграл иск в третейском суде, и с «Уралэнергостроя» взыскивались 30 миллионов рублей за несчастные случаи 2012 года. Однако генподрядчик отказался выполнять решение судебной инстанции, и рассмотрение дела перекочевало в Арбитражный суд Свердловской области, который недавно вынес свое определение (документ имеется в распоряжении редакции НР).
«В арбитраж обратился Росэнергоатом, требуя обязать генподрядчика принудительно выполнить требование третейского суда. То есть речь шла о необходимости получения исполнительного листа. При этом судья был сильно удивлен, почему стороны не могут договориться между собой. Он высказывал недоумение в связи с тем, что до сих пор по-человечески не выплачена неустойка из-за несчастных случаев. Но в итоге отказал истцу в выдаче исполнительного листа», – рассказали информагентству знакомые с ситуацией юристы.
По их словам, у свердловского арбитража возникли вопросы к статусу третейского суда, выносившего решение в пользу Росэнергоатома. Выяснилось, что судебная инстанция была создана по инициативе и при непосредственном участии госкорпорации Росатом. А потому возникают сомнения в независимости и беспристрастности решений данного суда.
«Теперь Росэнергоатом планирует обжаловать решение Свердловского арбитража в 17-м апелляционном арбитражном суде», –
заключили собеседники «Нового Региона».
Стоит отметить, что окончания судебных тяжб могло бы решить вопросы с компенсациями пострадавшим и родственникам погибших на БАЭС. Дело в том, что во взаимоотношениях между Росэнергоатомом и Уралэнергостроем есть примечательная оговорка. Заказчик строительства имеет право взыскивать с генподрядчика штрафы за несчастные случаи, но у последнего есть выбор: направить эти денежные средства на профилактические мероприятия (чтобы устранить причины травматизма) или осуществить выплаты пострадавшим в соответствии с действующим законодательством (компенсации достигают 5 млн рублей).
В прошлом году Росэнергоатом уже взыскивал с генподрядчика 20 миллионов рублей за четыре несчастных случая 2011 года. Правда, эта сумма пошла на профилактические мероприятия, и была потрачена не вся. Как признавались на БАЭС, в отчете Уралэнергостроя подтверждающие документы были представлены лишь на 13,5 млн рублей, план мероприятий по улучшению охраны труда до конца выполнен не был.
«То есть ни на вышеуказанные мероприятия, ни на выплаты пострадавшим необходимые деньги не направляются. Возможно, определенные судебные решения в будущем исправят эту ситуацию»,
– подмечали в прошлом году в разговоре с корреспондентом НР правозащитники.