Ядерные отходы завозиться в Республику Коми не будут. Об этом заявил врио главы региона Вячеслав Гайзер, комментируя ситуацию вокруг планируемого строительства полигона захоронений радиоактивных отходов в ухтинском поселке Водный, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе республиканской администрации.
Как подчеркнул Гайзер, проект строительства ПЗРО возник не на пустом месте, республика долгое время добивалась выделения федеральных средств для решения проблемы с радиоактивными отходами в Водном, где в 1931-1956 годы располагалось производство радия из подземных вод, от которого по берегам реки Ухты образовалась по сути стихийная свалка. Несколько лет назад усилиями региона Водный наконец был включен в федеральную программу по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, рассчитанную до 2015 года, которую реализует госкорпорация “Росатом”.
“Проблема есть, она существует десятилетия. Причем последние работы по дезактивации проводились в Водном чуть ли не в середине прошлого века, все последние годы там лишь замеряли уровень радиации. Поэтому проводить работы по строительству в Водном могильника радиоактивных отходов надо. Но до тех пор, пока мы не получим ответы на все вопросы, никакие работы там производиться не будут”,
- подчеркнул руководитель региона, отметив, что претензии к проекту ПЗРО имеются не только у обычных граждан, но и у специалистов.
В феврале Гайзер обратился к руководителю “Росатома” Сергею Кириенко с письмом, в котором привел доводы общественности против строительства ПЗРО. В минувший понедельник, по словам Гайзера, в телефонном разговоре с Кириенко оба пришли к полному пониманию, что пока не будут сняты все вопросы по проекту, приступать к нему не будут. Как подчеркнул Гайзер, суть проекта заключается не в строительстве и переоборудовании сооружений под радиоактивные отходы, а в решении проблемы радиоактивных отходов, оставшихся в Водном от прежних производств.
“Весь проект делится на два этапа: консервацию имеющегося хранилища отходов и создание близ завода номер десять приповерхностного пункта захоронения радиоактивных отходов с участков, где располагались заводы номер один и семь",
- подытожил Гайзер.