По инициативе еженедельника «Дубна» ход работ по проекту DRIBs-III, этап за этапом, будет ежемесячно освещаться на страницах газеты. Корреспонденты еженедельника условились с главным инженером Лаборатории ядерных реакций имени Г. Н. Флерова Георгием Гульбекяном каждый первый понедельник месяца встречаться в лаборатории, чтобы информировать читателей о продвижении проекта.
– Почему в Семилетнем плане развития ОИЯИ этот DRIBs уже третий?
– Первые два завершены в начале «нулевых» годов. Целью DRIBs-один была генерация радиоактивных ядер на У-400М, транспортировка на расстояние 120 метров в зал У-400, инжекция, ускорение, вывод для физических экспериментов. В этом режиме мы провели несколько успешных сеансов, в которых получены новые физические результаты. Второй проект был связан с модернизацией как У-400М, так и У-400. Эти два этапа мы отработали, но так как У-400 был заряжен на работы по синтезу сверхтяжелых элементов, массированные работы по получению и ускорению на нем радиоактивных ядер мы вести не могли.
– Поскольку это первая наша встреча, очень коротко о предмете будущих бесед…
– Третий этап проекта DRIBs, в продолжение предыдущих, предусматривает создание нового ускорителя ДЦ-280 в новом корпусе. В результате интенсивность пучка на выходе возрастет более чем в 10 раз, а эффективность эксперимента – на два порядка, что позволит не только синтезировать сверхтяжелые элементы, но и изучать их свойства.
Наряду с этим предусмотрена модернизация У-400, которая позволит существенно повысить качество пучков, выводимых на мишени. Она включает и реконструкцию ускорительного и экспериментального залов. По мнению физиков, для которых это все делается, в результате машина еще много лет будет оставаться конкурентоспособной для решения задач ядерной физики, а в комплексе с радиоактивными пучками на У-400М составит важный элемент в третьей очереди проекта DRIBs.
Еще один важный элемент проекта – модернизация существующих и создание новых экспериментальных установок. Об этом мы еще будем говорить более подробно, назову только основные объекты – сепаратор АККУЛИНА-2, ВАСИЛИСА, ГАЛС. Все они в разной степени готовности, и графики создания стараемся выполнять.
Наряду с проектными работами ежегодно действующие ускорители выдают около 15 тысяч часов для экспериментальных программ по ядерной физике, физике конденсированных сред, прикладных задач. К этому добавлю, что в традициях нашей лаборатории, со времен Г. Н. Флерова, не работающий на эксперимент ускоритель следует рассматривать как личное оскорбление дирекции лаборатории. А если он не выполняет поставленных задач – значит, или что-то не так в инженерных службах, или он никому не нужен. Значит, надо выводить из эксплуатации.
– В отличие от первых циклотронов ЛЯР, которые, как правило, создавались в основном своими силами в Дубне, новый проект приобрел поистине индустриальные масштабы. Достаточно взглянуть на строительную площадку и оценить объемы уже заложенного в нулевом цикле железобетона. Как вам все это удается организовывать?
– Новый ускоритель в новом здании – ДЦ-280 потребовал тщательной работы с предприятиями, которые выполняют наши заказы. Используем современный сетевой принцип. Выбираем производителей исключительно на конкурсной основе. И видим, что ценовые парадоксы выполнения заказов по некоторым узлам доходят до коэффициента четыре… Такая оптимизация приводит к немалой экономии средств. Все элементы проекта ДЦ-280 самосогласованы, оборудование комплектуется в соответствии с графиком. Часть крупногабаритных элементов успешно выполняется, невзирая на политическую конъюнктуру, в Новокраматорске, это Восточная Украина. Часть заказов выполняется в странах-участницах: Болгарии, Румынии, Словакии, Чехии. Осталось уповать на ритмичное финансирование!