Очередное совещание Международного экспертного комитета (Мachine Аdvisory Сommittee) по проекту NICA проходило вЛаборатории физики высоких энергий ОИЯИ 22–23 мая. Постоянными членами комитета являются ведущие ускорительщики – специалисты по проектированию и созданию больших ускорительных комплексов из крупнейших научных центров России и мира.
В совещании приняли участие десять членов МАС, в том числе заместитель Министра образования и науки РФ Григорий Трубников. В начале первого заседания с приветственным словом выступил директор ОИЯИ Виктор Матвеев. Затем были проведены необходимые организационные процедуры: исполняющим обязанности председателя МАС назначен (до утверждения на сессии Ученого совета ОИЯИ) Маркус Штек (GSI, Германия), а прежний председатель комитета Борис Шарков (ныне работающий заместителем директора ОИЯИ и по статусу не имеющий права возглавлять комитет) – представителем ОИЯИ в МАС.
«Всего MAC заслушал 21 доклад, – рассказал корреспонденту еженедельника научный руководитель проекта NICA советник дирекции ОИЯИ Игорь Николаевич Мешков. – Были представлены результаты работ по проекту NICA, полученные в течение полутора лет (прошедших со времени предыдущего заседания – ред.). Приятно отметить, что четыре доклада сделали молодые участники проекта.
За обсуждаемый период на Нуклотроне были проведены три сеанса, о результатах которых доложил Анатолий Олегович Сидорин. За это же время был введен в действие тяжелоионный ЛИНАК (разработки германской компании Bevatech). По плану в декабре 2018 года должен быть закончен монтаж сверхпроводящегобустера-синхротрона, сооружаемого в ярме синхрофазотрона. Ярмо служит не только тоннелем для бустера, но и биологической защитой от радиации. В феврале 2019 года, согласно контракту с ИЯИ имени Г.И. Будкера, должен войти в действие канал транспортировки пучка из бустера в Нуклотрон, и проведена модернизация канала транспортировки пучка из Нуклотрона в 205-е здание – на детектор эксперимента BM@N. Эта установка начнет эксперименты с тяжелыми ионами уже осенью этого года, а к ноябрю 2019 года BM@N должен будет работать полномасштабно. Одновременно полным ходом будет идти изготовление сверхпроводящих магнитов коллайдера, сооружение каналов перевода пучков из Нуклотрона в коллайдер и изготовление различных систем коллайдера (в чем активно участвуют коллеги из Института имени Будкера – они уже изготовили и доставили в ОИЯИ систему электронного охлаждения для бустера).
И в декабре 2020 года всё это должно «задышать», то есть будут работать инжекторный комплекс, бустер, модернизированный Нуклотрон, канал транспортировки в коллайдер, сам коллайдер и первая версия детектора MPD. То есть начнется работа базовой конфигурации комплекса на встречных пучках – это первая стадия проекта NICA. А к декабрю 2022 года должна быть создана полная проектная конфигурация (вторая стадия), и в 2023 году комплекс заработает полномасштабно.
На совещании были представлены концептуальные предложения по третьей стадии – работе комплекса в режиме встречных поляризованных пучков. Всё это в деталях было рассмотрено и обсуждено в ходе заседания МАС».
По итогам обсуждения докладов и экскурсии на стройплощадку здания коллайдера, сообщил Игорь Николаевич, МАС отметил значительный прогресс в реализации проекта, сформулировал довольно много замечаний и предложений по его дальнейшей проработке, одобрил создание специализированной группы по расчетам динамики пучков в ускорителях и рекомендовал привлечение в эту группу коллег из российских ускорительных центров, в первую очередь – из ИЯФ имени Будкера. На заключительном заседании было принято решение о необходимости ежегодного проведения совещаний МАС.