Российские атомные ледоколы нового поколения будут обеспечивать навигацию судов в Арктике с 2017 года. Объем работы для отечественных ледоколов в ближайшее время возрастет, считает генеральный директор компании "Росатомфлот" Вячеслав Рукша.
По словам Рукши, грузопоток через Арктику увеличится с нынешних 1,5 до 17-18 млн тонн в год, что связано, в первую очередь, с началом масштабного производства сжиженного газа на полуострове Ямал.
"Также приоритетной задачей для "Атомфлота" является развитие международного судоходства на Севморпути - при кооперации с крупными судовладельцами и компаниями-перевозчиками в Европе и Юго-Восточной Азии. Такими как "НОВАТЭК", французская Total, китайская CNPC",
- отметил Рукша.
Отметим, что российские эксперты, а также зарубежные аналитики прогнозируют увеличение грузопотока через Арктику из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион, потому что такой путь гораздо короче, чем через Суэцкий канал. А это, в свою очередь, означает экономию топлива.
Первый атомный ледокол нового поколения строится с 2013 года на Балтийском заводе в Петербурге, с этой же верфью заключены контракты на поставку еще двух судов. Строительство первого ледокола должно быть завершено в декабре 2017 года. Сроки ввода второго и третьего - соответственно, 2019 и 2020 годы. А до этого времени вся нагрузка ляжет на четыре ныне действующих атомных ледокола: "Вайгач", "Таймыр", "Ямал" и "50 лет Победы".
"Еще один атомный ледокол "Советский Союз", построенный в 1989 году и находящийся сейчас в резерве, к 2017 году будет восстановлен и подключен к работам на Севморпути, - заявил Рукша, - Также будет восстановлен лихтеровоз "Севморпуть", единственное транспортное судно с ядерной энергетической установкой".
Первый транзитный проход по Северному морскому пути иностранного коммерческого судна в сопровождении российских атомных ледоколов состоялся в 2009 году, его начальной точкой была Южная Корея.
Теплоходы "Белуга Фратернити" и "Белуга Форсайт" под проводкой атомоходов "50 лет Победы" и "Россия" благополучно проследовали трассой Севморпути до порта назначения в Нигерии. Время в пути по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал было сокращено на десять суток. В 2013 году по Северному морскому пути в первый раз проведено коммерческое судно из Китая. В Китае проявляют к этому транспортному коридору интерес и претендуют на роль одного из ключевых транзитных перевозчиков по Севморпути. На 2014 год запланирована проводка от восьми до десяти судов под флагом Китая.