Три резидента Фонда «Сколково» приняли участие в заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России при президенте РФ в минувший вторник.
В начале заседания премьер Дмитрий Медведев поставил перед собравшимися задачу повсеместного внедрения IT-решений на протяжении всего цикла — от моделирования до утилизации изделия. Кроме этого, Медведев обозначил основными темами дискуссии развитие современных систем автоматизации, робототехнику и распространение 3D-печати. «Под влиянием таких технологий производство, естественно, становится более гибким, отвечающим потребностям заказчика, появляются возможности выпускать и уникальные изделия, и малые серии изделий, при этом существенным образом снижаются и затраты, в том числе на труд, на расходные материалы, на энергию, на логистику», — сказал премьер.
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов привел статистику, согласно которой прямой экономический эффект от применения 3D-печати к 2025 году может достичь 500 миллиардов долларов. При этом российские разработки конкурентоспособны как в области математического моделирования, так и в области разработки новых материалов. Это можно использовать для создания «новых оптимальных конструкций, изделий, легких, прочных, надежных, многофункциональных, того, что называется умные конструкции», — заявил министр.
По словам первого заместителя министра промышленности и торговли Глеба Никитина, мир переживает период очередной индустриальной революции. «Суть этой революции — в применении новых производственных технологий, которые мы, собственно, сегодня и обсуждаем. К их числу относятся технологии, повышающие управляемость, скорость и эффективность производственных процессов и определяющие новые свойства продуктов, — это аддитивные технологии, новые материалы, промышленная автоматизация и роботизация», — подчеркнул чиновник.
Минпром предложил запустить национальную технологическую инициативу «Новые производственные технологии». В рамках этой инициативы ведомство совместно с Минкомсвязи утвердит программу по разработке отечественного инженерного программного обеспечения.
От Сколково в заседании приняли участие научный руководитель лаборатории биотехнологических исследований «3D Bioprinting Solutions» (3D-печать биологических тканей) Владимир Миронов, директор по науке и технологиям ООО «Рустек» (кластер ядерных технологий и новых технологий работы с термоэлектриками) Владимир Чувильдеев и генеральный директор ООО «Научно-технический центр АПМ» (системы проектирования с учетом свойств материала) Владимир Шелофаст.
Об итогах заседания «Полит.ру» рассказал Директор по науке кластера ядерных технологий Фонда «Сколково» Александр Фертман:
«Компанию кластера ядерных технологий «Рустек» представлял директор по науке и технологиям профессор Владимир Чувильдеев. Он кратко рассказал собравшимся о технологиях обработки термоэлектриков и новых разработках реализуемых в стартапе, которые связаны с тем, что работа происходит не только с формой – конструкцией конечного изделия, но и с самой сутью, структурой материала из которого оно изготавливается. Удается существенно изменять характеристики материала за счет определенного структурирования, работы с границами зерен, формирующих этот материал. И такая работа (технология сверхпластичной формовки) позволяет производить не только большие пластины термоэлектрика, но «вытягивать» материал сразу в ветви (основной элемент термоэлектрических модулей), чего никогда раньше делать с полупроводниками не удавалось. [Термоэлектрический модуль (ТЭМ) – уникальное устройство преобразования тепловой и электрической энергии. Прямое преобразование из электрической энергии в тепловую (нагрев, охлаждение) - эффект Пельтье. Термомодуль осуществляет и обратное преобразование - получает электричество из теплового потока (эффект Зеебека)]
Для всех новых промышленных технологий работа со структурой материала («проектирование и конструирование материала») является чрезвычайно важной, потому что позволяет менять его свойства с учетом конечной задачи, которые ставит тот или иной продукт.
Такая работа требует изменения традиционных подходов, и делает необходимым параллельное проектирование характеристик материала и конструкции изделия. К сожалению, сегодняшняя нормативная база не позволяют использовать при проектировании те материалы, у которых свойства не измерены заранее. То есть конструктор вынужден обращаться лишь к существующим материалам. При этом в новых технологиях послойного спекания деталей (аддитивные технологии) материал играет важнейшую роль: разные части конструкции могут обладать различными свойствами в зависимости от поставленных задач. Если предельно упростить ситуацию, то можно привести такой пример (он, честно говоря, не очень корректный, но хорош для понимания): если одна часть детали находится в экстремальных условиях по температуре и давлению, то для ее изготовления должны использоваться специализированные порошки, а вторая часть детали, которая не так нагружена, может делаться из более дешевых материалов. И возможность параллельного проектирования, подбора нужного материала в процессе разработки конструкции, открывает возможность для разработки экономически выгодных аддитивных технологий.
В настоящее время аддитивные технологии, в основном, находятся на стадии исследовательских и конструкторских разработок, а в промышленном использовании делают только первые шаги. При этом во всем мире уделяется много внимания созданию новых материалов и порошков для 3D-печати и промышленных аддитивных технологий, и я уверен, что российские разработчики имеют неплохие шансы на продвижение своих решений в области материалов и на внутреннем и на зарубежном рынках».