На прошлой неделе Литва и Польша объявили о переносе сроков начала эксплуатации своих АЭС. Польша введет в эксплуатацию первую в стране атомную станцию в 2022 году, на два года позже, чем планировалось ранее. Литва также сдвинула свои планы по запуску новой АЭС на срок до пяти лет (первоначально предполагалось, что атомная станция будет построена к 2015 году, теперь речь идет о 2018-2020 годе).
«Потребление Литвы составляет на сегодня около 10-11 тераватт-часов в год, поэтому как раз одного блока мощностью 1200 мегаватт в год Литве и не хватает. Сейчас идет работа по поиску инвестора, и эта работа, по моей информации, будет завершена, в лучшем случае, к концу этого года, и пока не будет ясности с инвесторами, никакой ясности по датам тоже не будет. Это уже фактически определит будущий инвестор, если он найдется, а если не найдется, то никаких ни восемнадцатых, ни двадцатых годов не будет», - считает бывший гендиректор Игналинской АЭС Виктор Шевалдин.
«Реальность проекта трудно оценивать, пока нет инвестора. Сейчас без него это гадание на кофейной гуще. И министерство энергетики ясно говорит, что одна Литва строить не будет. Не будет инвестора - не будет и станции, будет инвестор, вот он и назовет эти сроки даты, цены, типы и так далее», - полагает он.
По словам Виктора Шевалдина, инвестор, перед тем как вкладываться в такой проект, будет оценивать все риски, в том числе и рентабельность проекта. «Так что процедура выбора инвестора оказалась не проста и не легка. Еще неизвестно, чем это все завершится», - подытожил он.