19 мая комитет Совета Федераций по аграрно-продовольственной политике и природопользованию утвердил перечень мер, направленных на государственное стимулирование уранодобывающей промышленности атомной отрасли России. Напомним, 23 апреля состоялся круглый стол в Совете Федераций, участники которого обсуждали актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере добычи и переработки природного урана.
Была отмечена стратегическая важность производства урана для развития энергетического комплекса и укрепления национальной безопасности России, а также наличие богатой минерально-сырьевой и современной производственной базы, способной закрывать потребности в российском уране сегодня и многие десятилетия вперед. При этом затянувшаяся неблагоприятная обстановка на мировом урановом рынке, сложившаяся после аварии на японской «Фукусиме -1», наложила негативный отпечаток на развитие всей отрасли.
В начале 2015 года вопрос о необходимости государственного регулирования стратегической отрасли поднимался на 12-ом Красноярском экономическом форуме, где на расширенном совещании с участием органов государственной власти обсуждалось социально-экономическое развитие Дальневосточных регионов и Забайкалья. В частности речь шла о судьбе города Краснокаменск и градообразующем предприятии ПАО «ППГХО», оказавшимся под влиянием негативного воздействия рынка.
Строительство рудника №6 – как крайне важное условие для дальнейшего функционирования предприятия - рекомендовали внести в Федеральную целевую программу «Экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 г ». В рамках проекта предполагается отработка высококачественных месторождений, что позволит предприятию поддерживать стабильную и конкурентоспособную добычу ни один десяток лет.
Позже инициативу поддержал координационный Совет при полномочном представителе президента РФ в Сибирском Федеральном округе Николае Рогожкине. Решением Совета стала также рекомендация по отнесению Забайкальского края к субъектам РФ, в пределах которых могут быть созданы «Территории опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР). Это открывает широкие перспективы для формирования привлекательной инвестиционной площадки в регионе с центром в городе Краснокаменск и способствует созданию новых рабочих мест.
Принимая во внимание складывающуюся ситуацию, а также исключительную важность сохранения уровня добычи стратегического сырья, парламентарии поддержали вышеизложенные инициативы и утвердили перечень мер государственной поддержки уранодобывающей отрасли.
Ключевыми направлениями станут введение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых и налога на имущество, комплекс мер, направленный на упрощение системы предоставления права недропользования, включение в ФЦП «Экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 г.» строительство объектов инфраструктуры города Краснокаменск.
Ранее, 16 апреля Решением Правительства РФ Краснокаменск отнесен к категории 1 монопрофильных муниципальных образований, что согласно Федеральному Закону от 29.12.2014 №473 позволяет создавать здесь ТОСЭР.
Согласно решению профильного комитета меры по регистрации Краснокаменска в качестве территории опережающего социально-экономического развития получили статус неотложных. Эта работа должна быть закончена до конца 2015 года.
Соответствующие рекомендации были направлены Совету Безопасности Российской Федерации, федеральным и региональным органам власти Российской Федерации, Государственной корпорации «Росатом». В период весенней сессии следующего года Совет Федераций планирует подвести итоги проделанной работы.