Комиссия по ядерному регулированию (NRC) предлагает внести изменения в процедуру квалификационных экзаменов для операторов АЭС. На станциях предложения регуляторов оценили скептически.
Претенденты, желающие получить лицензию для работы оператором, проходят в США многоступенчатую систему экзаменов, детально описанную в документе NUREG-1021.
Так, кандидат, получающий новую лицензию, должен сдать письменный экзамен из 50 вопросов по темам теории реакторов, термодинамики и механического оборудования. На следующем этапе его ожидает экзамен с 75 вопросами, касающимися реакторного оборудования и принципов его работы, а также прохождение тестового сценария на тренажёре.
Если кандидат желает получить лицензию SRO (Senior Reactor Operator, аналог СИУР), то к описанной программе добавляется ещё один экзамен с 25 вопросами, в числе которых вопросы, касающиеся условий и ограничений лицензии на эксплуатацию атомного энергоблока, на котором он собирается работать, а также более трудный тестовый сценарий на тренажёре.
Хотя NRC в целом удовлетворено состоянием дел с квалификационными экзаменами операторов, у регуляторов появились предложения по ужесточению условий их успешного прохождения.
В настоящее время оценки кандидатам за различные этапы квалификационных экзаменов выставляются по шкале от 1 до 3. Регуляторы предлагают перейти на шкалу от 0 до 3, при этом не меняя проходные баллы.
В числе других новых идей, выдвинутых NRC - лишение кандидатов возможности заработать балл при прохождении сценария на тренажёре с третьей попытки, то есть, после двух ошибочных действий подряд.
В отрасли данные предложения регуляторов встретили без энтузиазма, так как считают, что нововведения в случае их принятия осложнят подбор кадров для АЭС.
В институте NEI подсчитали - если бы предлагаемые изменения действовали на квалификационных экзаменах в 2013-2014 годах, то число несдавших возросло бы примерно на 30 человек.
"Год-два назад мы сочли эти 30 человек пригодными для работы операторами... Что изменилось теперь?"
- задаются вопросом в NEI.
Кроме того, на станциях считают, что введение нулевой оценки увеличит роль субъективного фактора на экзаменах, так экзаменаторы могут ставить "0" кандидату, который им по тем или иным причинам неприятен. Получение нулевой оценки на одном из этапов квалификационных экзаменов не означает автоматически провала, но существенно усложняет задачу кандидату.