Эксперты сомневаются в существовании "секретного" соглашения между Ираном и МАГАТЭ, которое предусматривает, что инспекции иранского военного объекта в Парчине будут проводить эксперты из Ирана.
Ранее о существовании такого документа сообщило агентство Ассошиэйтед Пресс. Организация по атомной энергетике Ирана (ОАЭИ), в свою очередь, опровергло эти сообщения. Официальный представитель госдепартамента США Джон Кирби заявил, что МАГАТЭ не должно передавать право на проведение проверок ядерных объектов Ирану.
Эксперт ПИР-Центра Андрей Баклицкий отметил в разговоре с РИА Новости, что вопрос по Парчину долгое время оставался "одним из самых ярких в отношениях между МАГАТЭ и Ирана". Он напомнил, что агентство требовало доступ к объекту, а Тегеран "на основании того, что это чисто военный объект, на котором нет никаких ядерных устройств, этот доступ не давал", но в итоге "было заключено соглашение между Ираном и МАГАТЭ, по которому все данные угрозы должны быть урегулированы в виде, в котором это бы устраивало агентство".
Баклицкий сомневается, что такое секретное соглашение действительно существует. По его словам, вопрос с инспекторами был отдельно проговорен: они должны быть из нейтральных по отношению к проблеме стран. "Было получено принципиальное согласие от иранской стороны на доступ инспекторов МАГАТЭ в тех случаях, которые будут считаться необходимыми, и есть все основания полагать, что так оно и будет происходить", — считает собеседник агентства.
Эксперт также подчеркнул, что гендиректор агентства помимо всего прочего "должен будет отчитываться перед советом управляющих МАГАТЭ, куда входят очень многие государства, и даже если бы "шестерка" согласилась бы на это странное соглашение, то внутри самой МАГАТЭ Юкия Амано пришлось бы объяснять это значительно большему количеству стран". "Поэтому, честно говоря, я не думаю, что это будет выглядеть именно таким образом", — сказал он.
Баклицкий пояснил, что "специального открытого соглашения по Парчину нет", но в данной ситуации возможно два варианта: либо вопрос по Парчину "действительно входит в большое соглашение, которое в принципе покрывает всю территорию Ирана без каких-либо исключений, либо есть какие-то точечные договоренности по Парчину". Однако даже во втором случае эксперт сомневается, что речь будет идти о нахождении там только иранских инспекторов.
Баклицкий сказал, что не знает о случаях, когда инспекции объектов проводятся не внешними, а внутренними наблюдателями. "Есть случаи, когда какие-то определенные страны МАГАТЭ не допускаются в какую-то конкретную страну, но случаев, когда страна занимается самоаудитом, — на моей памяти такого нет", — добавил эксперт.
Сомнения в точности информации об иранских инспекторах выразил РИА Новости и старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. "Безусловно, любое международное соглашение имеет закрытые пункты, но секретные соглашения о недопуске специалистов "шестерки" на объекты — я думаю, это, по крайней мере, преувеличение", — отметил эксперт.
По словам Долгова, даже если такое соглашение между Тегераном и МАГАТЭ существует, то его реализация будет крайне проблематична. "США всегда настаивали на том, что необходима проверка всех объектов, имеющих отношение к ядерной программе, в том числе военных. Предположить, что какие-то объекты не будут открыты для "шестерки" — это просто нелогично с учетом ранее озвученной позиции Запада", — объяснил специалист.
При этом эксперт считает, что МАГАТЭ в реализации соглашения по ИЯП, скорее всего, будет играть не решающую роль. "МАГАТЭ может варьировать национальный состав комиссий, но решающее слово останется за "шестеркой", — уверен Долгов.
В то же время специалист полагает, что обеспечение полного доступа международных экспертов к иранским ядерным объектам может натолкнуться на сопротивление со стороны определенных сил в ИРИ. "В Иране есть силы, которые выступают против сближения с Западом и открытости в отношении ядерной программы. Здесь я бы сказал, что Иран еще не полностью готов к полной открытости, на которой будут настаивать Соединенные Штаты", — полагает эксперт.
Ранее сообщалось, что МАГАТЭ считает, что на военной базе Парчин в 30 километрах к юго-востоку от иранской столицы расположен атомный объект. С 2005 года агентство неоднократно пыталось добиться проведения там инспекций, однако иранские власти постоянно отказывали в этом, утверждая, что в Парчине расположены предприятия военного назначения, деятельность которых никак не связана с иранской ядерной программой и которые таким образом не подпадают под соглашение с международным агентством о проведении инспекций.