Япония обладает большим количеством ядерных материалов оружейного уровня, чем США и Россия. Она готовится запустить завод по переработке отработанного ядерного топлива, способный производить 1 тыс. бомб в год. Зачем подписавшему соглашение о нераспространении Токио такие резервы плутония? Избыток расщепляющихся веществ усиливает напряжение в регионе и побуждает Турцию и Египет требовать право тоже создавать топливо для реакторов.
Северо-Восточная Азия может превратиться в район, где быстро увеличиваются запасы плутония, пригодного к применению в военных целях. Подтверждением тому служит намеченный на весну 2016 года пуск в Японии завода по переработке отработавшего ядерного топлива, мощности которого позволяют производить по 1 тыс. атомных бомб в год.
Плутоний предполагалось применить для производства электричества. У Японии есть на руках тонны этого радиоактивного вещества, но оно никак не используется, пишет газета Japan Times. После аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году все реакторы, кроме одного, остановлены.
В Японии накоплено 11 т плутония. Еще 36 т перерабатываются в Британии и Франции. Они должны быть возвращены Японии. Но что с ними делать? Программа мирного использования атома была основана на том, что Япония собиралась проводить переработку, чтобы удовлетворять свои потребности в ядерном топливе. Но на пути воплощения этого замысла возникли технические трудности. Кроме того, уран доступен на международных рынках. С финансовой точки зрения проект оказался сомнительным.
Тем не менее намеченное ранее строительство завода по переработке в Роккашо, сравнительно малонаселенном районе страны, близится к завершению. Местные политики, ожидающие увеличения государственных капиталовложений в проект и создания новых рабочих мест, ведут агрессивную кампанию в его поддержку. Однако Токио сталкивается с резкой критикой своих действий на международной арене. «Колокола тревоги звучат в Пекине и Сеуле, которые и так высказывают подозрения по поводу более жесткого курса Японии в сфере национальной обороны. Некоторые эксперты опасаются, что начнется гонка производства расщепляющихся материалов в масштабах региона», – передает агентство АР.
Зачем Японии такое накопление плутония? – спрашивают в Китае и Южной Корее. Министерство иностранных дел КНР призвало Токио предпринять практические шаги по сокращению производства «чувствительных ядерных материалов».
«Япония – уважаемая страна с точки зрения соблюдения договора о нераспространении. Но она подает плохой пример. Если в будущем другая страна начнет накапливать обогащенный уран или плутоний, она сможет сослаться на то, что прецедент создала Япония»,
– говорит Джеймс Эктон, сотрудник фонда Карнеги за международный мир.
Как сообщает Wall Street Journal, раз у Японии есть такой избыток высокоактивного вещества, это может побудить такие страны, как Турция и Египет, потребовать, чтобы им тоже предоставили право перерабатывать отработанное ядерное топливо. А такое развитие событий, в свою очередь, увеличивает риск того, что до плутония могут добраться террористы.
В беседе с «НГ» генеральный директор группы компаний «АПР-Ресурсы», член правления РСПП Андрей Черкасенко отметил, что «по количеству реакторов Япония занимает второе или третье место в мире – более 50 реакторов. Правда, действует один, остальные находятся в режиме остановки. То есть они могут быть запущены. С самого начала в стратегии развития атомной энергетики Японии планировалось создание полного цикла переработки. В настоящее время она вынуждена держать отработанное топливо в хранилищах либо отправлять на переработку в другие страны, в частности во Францию».
По словам эксперта, планы строительства завода по переработке существуют достаточно давно. Но выполнение этих планов по разным причинам – из-за соображений безопасности, последствий аварии на «Фукусиме» – затягивалось. Сегодня же в связи с тем, что цены на переработку топлива за границей достаточно высокие, хранить тоже очень дорого, объем переработки должен возрасти. Так что строительство завода – вполне логичный шаг с точки зрения развития ядерной энергетики.
Что касается опасений, что плутоний может быть использован для производства оружия, то этот вопрос регулируется международными соглашениями. Черкасенко напомнил, что в Японии все заводы строятся под контролем МАГАТЭ. К тому же эта страна не является членом ядерного клуба и не может использовать свои технологии для производства ядерного оружия. В Японии очень сильны антиядерные настроения. Так что в строительстве завода превалирует экономическая составляющая, а отнюдь не желание обладать ядерным оружием.