Год назад на строительной площадке будущего ускорительного комплекса NICA проводились испытания грунтов сваями (пробные сваи). За минувший год произошли весомые качественные изменения — после долгих согласований подписан контракт с концерном «Штрабаг», проведена подготовка, и с 1 декабря на площадке уже гудит строительная техника, ведутся земляные работы. 22 января службой главного инженера и отделом капитального строительства была проведена расширенная инспекция заместитель главного инженера ОИЯИ А.Дударев и заместитель начальника ОКС Ю.Баландин посетили все участки, ознакомились с ходом работ.
Руководитель проекта со стороны «Штрабаг» Ульрих Вайнман рассказал, что сейчас идет первый этап — вынос старых и прокладка новых коммуникационных сетей и выравнивание площадки, подготовка для свайных работ.
«Сейчас от «Штрабаг» здесь работают 15 человек, в том числе технический руководитель, коммерческий руководитель, — говорит Ульрих Вайнман. — Из Германии пока я один, но есть коллега из Сербии. Наш штаб расположен в здании 205, где нам выделено четыре кабинета, а непосредственно на стройке все время находится прораб. Цель поставлена такая, что в апреле-мае здесь будет развернут весь штаб строительства генподрядчика «Штрабаг». Поэтому один из ближайших этапов — это доставка строительных контейнеров, таких же, в каком мы сейчас находимся. Сейчас уже установлены первые шесть контейнеров на площадке. А вскоре справа от нового КПП вырастет полномасштабный городок, где будет наш офис, состоящий из 22 контейнеров. Рассчитываем установить их в апреле. Сейчас проводятся по этому поводу переговоры в соответствии с нашими обязательствами. Место уже определили».
— К этому времени, — добавляет заместитель главного инженера ОИЯИ Андрей Дударев, — должна заработать новая проходная. Там на 90 процентов выполнены строительные работы, дорога построена. Остаются небольшой объем строительных работ и большая работа по монтажу оборудования. Поставлена задача в марте запустить новый КПП.
На площадке сейчас работают три субподрядных организации: ООО «Волжская строительная компания» (Дубна) занимается планировкой территории, ООО «Монтажспецстрой» (Дубна) и ООО «Инжтехком» (Москва) — выносом сетей. В ближайшее время предстоит проведение новых тендеров для выполнения субподрядных работ. Предпочтение в концерне «Штрабаг» отдают не самым дешевым предложениям, а фирмам, которые гарантируют выполнение обязательств в срок, соблюдают технологии, обеспечивают безопасность.
Один из самых трудных участков работ, как неоднократно отмечалось, — замена коммуникаций. То есть предстоит проложить все необходимые для строительства и эксплуатации комплекса NICA сети так, чтобы не срывать работу других объектов Лаборатории физики высоких энергий. Усложняют работы множество сетей, доставшихся «в наследство» от старых установок, а также близость грунтовых вод.
«Одновременно мы ведем работу на четырех участках, — рассказывает руководитель строительства по инженерным сетям Мусабек Магомедов. — Это участок канализационной сети на севере возле КПП, участок сетей связи, участок питьевого водопровода и участок противопожарного водопровода. С понедельника приступили к ливневой канализации. Это наружные коммуникации, которые выводятся из пятна застройки, и сети, которые в дальнейшем будут обслуживать здание самого коллайдера, то есть подавать питьевую воду, использоваться для обеспечения пожарной безопасности, собирать ливневые стоки. По нашим расчетам, к маю мы должны эту площадку освободить, чтобы коллеги-строители начали полный цикл работ по строительству коллайдера. На этом этапе у нас все идет по графику, надеемся, что так же и будет продолжаться».
На одном из участков канализации обнаружились дополнительные трудности. Здесь, помимо того, что сети залегают довольно глубоко, в грунте встретился слой синей глины, а значит, больше грунтовых вод. Поэтому пришлось применять более сложную технологию для откачки воды. «Уровень грунтовых вод зимой ниже, поэтому лучше это сделать сейчас, — продолжает Мусабек Магомедов. — Здесь мы применяем технологию водопонижения иглофильтрами. По периметру строительства идет общая труба, и в нее вставлены иглофильтры. Специальная установка создает разницу давлений и таким образом откачивает грунтовую воду в сточную канаву. То есть мы прокопали до глины, после откачки воды будем бурить еще глубже, чтобы убрать воду из этой глины, а потом экскаватором снимать этот слой. И таким методом придется полностью осушать этот участок, прежде чем прокладывать новую сеть, которая будет интегрирована в существующую. Именно в этом месте точка совмещения (на снимке выше). Вся стройка будет обеспечиваться этой канализацией».
На водопроводном участке уже установлены новые колодцы, здесь сеть будет разветвляться — для нужд площадки и проекта NICA; ведутся работы по замене сетей связи.
Кроме того, идет выравнивание всей строительной площадки до определенной отметки. Делается это для подготовки к следующему этапу — сваи будут задавливаться специальными крупногабаритными шагающими машинами, а для них необходима ровная поверхность. Всего предстоит вывезти несколько десятков тысяч кубометров грунта. Грунт вывозится в ночное время, чтобы не мешать работе проходной. Каждую ночь с площадки уезжают 20-30 грузовиков с грунтом.
Сейчас на строительстве работы ведутся «точечно» — в одном углу экскаватор вынимает грунт, на другой стороне чернеет на фоне снега свежевыкопанная траншея, мелькают фирменные строительные каски и униформа работников «Штрабаг». Через месяц-другой эта территория заполнится техникой, строителями — как только будет готова поверхность, прибудут сваевдавливающие установки, за ними начнется разработка котлована, потом эстафета перейдет к бетонщикам и так далее, до тех пор, пока на месте снежной равнины не вырастут корпуса для детекторов и ускорителей.