В Санкт-Петербургском филиале НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» завершилась первая совместная школа Госкорпорации «Росатом» и МАГАТЭ по менеджменту в области атомной энергии. 16 сентября 2016 года участникам были вручены сертификаты, символизирующие успешное завершение интенсивной двухнедельной программы подготовки.
Школа была организована с целью развития лидерства в управлении ядерными программами, особенно в странах-новичках, стремящихся развивать атомную энергетику или другие сферы использования атомной энергии. Директором школы со стороны МАГАТЭ выступил заместитель генерального директора - директор Департамента атомной энергии МАГАТЭ М.В. Чудаков, со стороны Росатома – проректор – Директор Департамента международной деятельности НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» В.В. Артисюк.
Профессионалы из 18 стран, в том числе топ-менеджеры национальных ядерных программ, получили подробное представление о позиционировании ядерной ядерной энергетики в глобальном контексте. Международные эксперты, эксперты МАГАТЭ и Госкорпорации «Росатом», специализирующиеся в различных областях, поделились своим опытом и передовой практикой в отношении вопросов, охватывающих технические, юридические, финансовые и социальные аспекты национальных ядерных программ. В фокусе школы были вопросы развития ядерной инфраструктуры, управление культурой безопасности, достижения в области технологии реакторов и управление ядерными знаниями. Ожидается, что совместная школа послужит эффективным инструментом для передачи управленческого опыта и знаний.
В программу были включены не только лекции, но и практические занятия, такие как уникальная бизнес-игра по управлению знаниями, где участники на собственном опыте почувствовали необходимость сохранения и распространения знаний между ключевыми игроками атомной отрасли; а также групповая работа под названием "Развитие инфраструктуры", где слушатели проводили мозговой штурм в поисках решения для преодоления основных сложностей, возникающих при развитии ядерной инфраструктуры в таких элементах, как «Национальная позиция», «Управление», «Законодательная основа», «Регулирующая основа» и «Развитие человеческих ресурсов» – именно по этим элементам страны наиболее часто получали рекомендации в ходе миссий INIR (в соответствии с публикацией МАГАТЭ TECDOC No. 1779).
Несмотря на то, что лекции и практические занятия очень важны, информативность посещения реальных объектов отрасли не следует недооценивать. В связи с этим, во время школы были организованы несколько технических туров. Участники имели возможность посетить строительную площадку Ленинградской АЭС 2 (реакторы ВВЭР-1200), где им были показаны реакторный и турбинный залы и полномасштабные тренажеры как строящихся (ВВЭР), так и эксплуатируемых (РБМК) блоков. Также слушатели посетили Аварийно-технический центр Минатома России (Санкт-Петербург), полномасштабный тренажер ПАТЭС «Академик Ломоносов» и Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге.
«Эта школа была очень интересная, очень поучительная. Мне нравится, как была составлена программа: она охватывала все 19 элементов инфраструктуры ... эксперты МАГАТЭ описали руководящие принципы, а эксперты Росатома дали больше практических знаний об использования этих элементов. Мы посетили Ленинградскую АЭС, Аварийно-технический центр Минатома России и другие организации, осмотрели некоторые основные достопримечательности города и пригородов. Таким образом, мне действительно понравилась программа, я получил качественную подготовку, мне также понравилось быть в Санкт-Петербурге",
- отметил исследователь, ведущий научный сотрудник Комиссии по атомной энергии Нигерии Августин Бенни.
«Школа проходила не только для подготовки участников с технической стороны, мы также получили подготовку в области экономической целесообразности проекта АЭС. Я думаю, что эта школа дала хорошее представление как с теоретической, так и с практической точки зрения: занятия в рабочих группах по развитию ядерной инфраструктуры были полезны и помогли понять, как страны-новички, такие, как Малайзия, должны планировать свои программы по ядерной энергетике с использованием руководящих принципов МАГАТЭ в части развития ядерной инфраструктуры",
- сказал помощник руководителя - экономист Малазийской корпорации по атомной энергетике (MNPC) Джонатан Тан.
"Этот курс был очень полезным, особенно для стран-новичков. Сильной стороной этого курса можно назвать бизнес-игру, поскольку она позволяла задействовать все наши навыки и стимулировала нас использовать их в практических занятиях, которые были приближены к ситуациям в реальной жизни, когда мы принимаем решения в проекте".
- научный сотрудник Центра реакторных технологий и ядерной безопасности, Национальное агентство по атомной энергии Индонезии (BATAN) Алим Марди.