В рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2) продолжаются работы по вывозу ОЯТ реакторов РБМК в специально построенное «сухое» хранилище ОЯТ на Горно-химическом комбинате в Железногорске. В настоящее время вывоз топлива РБМК с Ленинградской и Курской АЭС на «сухое» хранилище на ГХК идёт в штатном порядке.
Суммарно за время ФЦП ЯРБ-1 вывезено и установлено на «сухое» хранение более 11,5 тыс ОТВС. В 2016 году планируется вывоз восьми эшелонов. В целом работы будут длиться до 2030 года, со скоростью от восьми до двенадцати эшелонов в год.
«Эта работа стала уже рутинной и обыденной, несмотря на то, что ранее ситуация с хранением ОЯТ РБМК была критической, хранилища на станциях РБМК были заполнены, например, на ЛАЭС на 90%, фактически отсутствовали свободные места хранения для выгрузки топлива,
- говорит старший менеджер Проектного офиса «Формирование системы обращения с ОЯТ» Госкорпорации «Росатом» Анжелика Хаперская. –
Концерном «Росэнергоатом» построены и уже в полную силу функционируют узлы разделки ОТВС РБМК на Ленинградской АЭС и Курской АЭС, теперь создаётся такой же комплекс и на Смоленской АЭС. В первые годы, когда отрабатывали оборудование узлов разделки, случались поломки и простои, но теперь всё работает в плановом порядке, скорость разделки существенно повышена. Начиная с 2012 года ОЯТ РБМК в штатном порядке вывозится на «сухое» хранение в специально созданное в рамках ФЦП ЯРБ-1 «сухое» хранилище на ФГУП «ГХК». Сокращено время всей цепочки разделки ОТВС – транспортирование – постановка на «сухое» хранение за счет, в том числе, и методов ПСР (производственная система Росатома). Также решена проблема с ампулами для загрузки ПТ ОТВС РБМК, которых не хватало в прошлом году, производство ампул теперь налажено на ФГУП «ГХК». В прошлом году за счёт вывоза на «сухое» хранение ОТВС РБМК мы переломили ситуацию накопления ОЯТ на АЭС – топлива вывозится больше, чем выгружается». На Ленинградской АЭС разделано 10108 ОТВС, загружено в 127 контейнеров и отправлено 18 составов, что привело к снижению количества топлива на АЭС на 7%. С целью увеличения количества вывозимого ОЯТ Ленинградская АЭСзакупает 8 транспортеров ТМ 2-3 и внедряет технические решения по модернизации оборудования».
Подготовительной операцией перед вывозом ОЯТ является разделка ОТВС, которой занимаются сами атомные станции. Одна из основных проблем для вывоза ОЯТ РБМК была в том, что ОТВС реактора РБМК имеет в длину более 10 метров, поэтому для транспортирования необходимо её разделить, поместить каждую половину (пучок твэлов) в ампулы, далее поместить в чехлы, в контейнеры, подготовить к сухому хранению и вывозу. Вывозит ОЯТ Горно-химический комбинат, используя ж/д транспортеры ТМ 2-3 и контейнеры ТУК-109. «Сухое» хранилище, расположенное на территории ФГУП «ГХК», пока заполнено ненамного, поскольку вывезено и размещено на хранение лишь около 7% от суммарного объема ОЯТ РБМК. Емкость хранилища рассчитана на все количество ОЯТ РБМК, которое уже накопилось и будет выгружено до конца работы АЭС с реакторами РБМК.
Таким образом, задача освобождения площадок АЭС и перевода на «сухое» хранения ОЯТ РБМК принципиально решена, работа идет в штатном порядке. Дальнейшая судьба ОЯТ РБМК – хранение в течение 50 лет и переработка, о чем говорит концепция обращения с ОЯТ, утвержденная Госкорпорации «Росатом».