19 октября в Москве, в рамках VIII Международного форума поставщиков «Атомекс 2016» представители предприятий Госкорпорации «Росатом», поставщики атомной отрасли, представители федеральных органов исполнительной власти, деловых и общественных объединений обсудили перспективы развития системы закупок Росатома.
Необходимость внедрения механизма аудита изготовителей до проведения торгов – такой была основная тема, предложенная для обсуждения генеральным директором Госкорпорации «Росатом» Алексеем Лихачевым. В своем выступлении он рассказал, что за 7 лет развития системы закупок Росатому удалось добиться значительных результатов. Закупки проводятся преимущественно конкурентным способом с помощью электронных торговых площадок, внедрены передовые практики по организации закупочной деятельности. Система закупок атомной отрасли стала своего рода шаблоном открытости и прозрачности. С чем согласился и представитель Федеральной антимонопольной службы России Овчинников Максим, назвав Росатом «донором лучших практик в области закупок».
По словам Алексея Лихачева, сейчас Росатом стоит на пороге решения новых задач. Госкорпорация вышла на международный рынок и начала активную экспансию российских атомных технологий. За последние 7 лет объем открытых конкурентных процедур вырос в 40 раз: с 20 до 800 миллиардов рублей в год. Зарубежные заказчики предъявляют жесткие требования по срокам и качеству, кроме того, требуют проведения предварительного аудита всей цепочки поставщиков, участвующих в реализации проекта.
Генеральный директор Росатома предложил участникам форума принять участие в дискуссии на тему возможных вариантов реализации механизма предквалификационного аудита поставщиков Росатома до проведения торгов.
«Мы еще в 2011 году при написании сегодняшних законов о закупках обсуждали эту тему. И тогда эту идею поддержал Председатель Правительства РФ. Предлагаю нам всем - заказчикам, поставщикам, экспертам, представителям ФАС и других органов - вернуться к этой теме»,
- высказал предложение Алексей Лихачев. Глава Росатома отметил необходимость создания системы закупок, соответствующей международным стандартам.
«Даже 1% неисполнения договоров поставщиками для нас критичен - невозможно перепрыгнуть пропасть только на 99%. Если раньше при объеме заказов в 20 млрд. руб. срыв 1% договоров составлял 200 млн. руб, конечно, мы быстро могли «перегрузить» эти договоры и закупить необходимое оборудование у других поставщиков, то теперь при объеме заказов в 800 млрд. руб. срыв даже 1% процента – это уже 8 млрд. рублей»,
- рассказал в ходе выступления в рамках форума директор по закупкам, материально-техническому обеспечению (МТО) и управлению качеством Госкорпорации «Росатом» Роман Зимонас.
По словам Р. Зимонаса, любые нарушения условий международного договора влекут за собой крайне негативные последствия: это и колоссальные штрафные санкции, и ухудшение репутации Росатома. Аудит предлагается ввести только при закупках критически важной продукции, которая влияет на безопасность, сроки реализации проекта.
«Мы хотим, чтобы к торгам были допущены только те компании, которые совершенно точно смогут выполнить обязательства договора качественно и в срок. Мы не хотим, чтобы у нас возникали такие ситуации, как при закупке циркуляционных насосов для Нововоронежской АЭС: 82 месяца потрачено, а результата нет. Мы не хотим, чтобы у нас возникали такие ситуации, когда при закупке оборудования для АЭС после 82 месяца самой закупки, согласования технического задания, изготовления, входного контроля, испытаний и т.д. - результата нет, оборудование не пригодно к использованию».
«За рубежом выездные проверки поставщиков, в том числе предконтрактная оценка поставщиков на предмет соответствия требованиям заказчика, считаются стандартным подходом. Организации атомной отрасли сами сейчас, выполняя зарубежные заказы, проходим такие аудиты со стороны наших заказчиков. Поставщики Росатома также должны будут проходить такой аудит. А это значит, что если такой механизм не будет создан, то зарубежные заказчики просто не допустят нас к реализации проектов»,
- заключил Роман Зимонас.