5 апреля в Мурманске состоялась VII Международная конференция «Логистика в Арктике». В ее работе принял участие начальник штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян. Он представил доклад «Роль атомного ледокольного флота в развитии инфраструктуры Северного морского пути».
В работе конференции приняли участие представители компаний транспортно-логистического комплекса, поставщики логистических услуг, промышленности, а также научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, законодательные и исполнительные органы власти.
«Грузопоток по Северному морскому пути увеличивается, а вместе с ним возрастает и потребность в услугах атомного ледокольного флота, - отмечает Владимир Арутюнян. - По итогам минувшего года объем грузов, перевезенных по Севморпути, составил 103% от значения 1987 года - 6,58 млн. тонн. Атомоходы Росатомфлота максимально задействованы в обеспечении ледокольных проводок для крупнейших арктических проектов, том числе в рамках долгосрочного контракта с «Ямал СПГ». С февраля 2017 года приступили к ледокольным проводкам балкеров, осуществляющих вывоз угля из портопункта Чайка на основании договора с «УК «ВостокУголь». Эта компания занимается развитием Таймырского угольного бассейна. Проект включает в себя разработку месторождений и строительство порта «Чайка» мощностью свыше 10 млн тонн угля в год. Для реализации поставленных задач Росатомфлоту просто необходимы новые мощные ледоколы и портовый флот».
Предполагается, что существующие мощности будут увеличены и качественно улучшены с вводом в эксплуатацию головного универсального атомного ледокола «Арктика» проекта 22220. В дальнейшем передача ФГУП «Атомфлот» серийных ледоколов «Сибирь» и «Урал» позволит предприятию перейти к постепенному выводу из эксплуатации действующих атомоходов «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал».
Росатомфлот успешно реализует и проект по строительству портового флота. В мае 2016 года были введены в эксплуатацию два буксира ледового класса Arc4 «Пур» и «Тамбей» и сразу приступили к оказанию услуг в порту Сабетта. По оценке подрядчика, буксиры выполнили свою работу на отлично. В рамках проекта «Портофлот» предусмотрено строительство еще трех судов – двух ледокольных буксиров и портового ледокола. Закладка портового ледокола «Обь» состоялась на стапеле ПАО «Выборгский судостроительный завод» 27 сентября 2016 года.
Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» (вошло в состав Росатома в 2008 году) являются: ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов; ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути (СМП) и в замерзающие порты РФ; оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта; ледокольное обеспечение научных экспедиций в Арктике; техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения; безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л. с. («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тыс. л. с. и 5 судов технологического обслуживания. В настоящее время в Санкт-Петербурге строится серия из универсальных атомных ледоколов проекта 22220 («Арктика», «Урал» и «Сибирь») мощностью 60 МВт каждый. Новые ледоколы будут обладать переменной осадкой, что позволит им выполнять задачи как линейных (типа «Арктика»), так и мелкосидящих (типа «Таймыр») атомных ледоколов.