Госкорпорация «Росатом» приняла участие в XIII Всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ – ЗА честные закупки», который прошел в Москве, на ВДНХ 5-7 апреля 2017 года. В рамках выставки Росатом представил свою экспозицию. На стенде Госкорпорации «Росатом» посетители выставки смогли ознакомиться с экспозициями предприятий атомной отрасли, демонстрирующих передовые достижения в области атомной энергетики.
Представители компаний, заинтересованные в сотрудничестве с предприятиями атомной отрасли, имели возможность проконсультироваться на стенде Росатома со специалистами Департамента методологии и организации закупок Госкорпорации. Представители Росатома рассказали о существующих механизмах и принципах системы закупок атомной отрасли, потенциальные поставщики смогли получить методологическую и информационную поддержку. На стенде можно было ознакомиться с работой сайта размещения заказов zakupki.rosatom.ru, с работой электронных торговых площадок, на которых проводятся закупочные процедуры предприятий атомной отрасли, и с новым способом проведения закупки «Электронный магазин», внедряемом сейчас в Росатоме.
7 апреля с докладом на пленарном заседании в рамках Форума выступил директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом» Роман Зимонас. Он рассказал о тех результатах, которых удалось добиться в течение семи лет развития системы закупок атомной отрасли. Как отметил Р. Зимонас, закупки стали прозрачны и открыты, 99% конкурентных закупок проводится в электронной форме, процессы в отрасли полностью автоматизированы и регламентированы, внедряются передовые подходы к управлению закупками, направленные на повышение их эффективности, такие как категорийные закупки, долгосрочные контракты на 3-5 лет, централизованные закупки и прочее. Эффективность и прозрачность системы закупок Росатома была отмечена и присутствующими на заседании участниками.
«Мы много лет говорим об открытости и прозрачности закупок. И в этом направлении достигли немалых успехов, - продолжил Роман Зимонас. - Но сейчас стоит признать, что вопросу исполнения договоров и обеспечению качества закупаемой продукции уделено недостаточное внимание. В существующей системе закупок возможны ситуации, когда выигрывает поставщик, неспособный выполнить работу качественно и в срок. Что мы можем сделать в таком случае? Ну, посудимся мы с ним. Он может даже заплатит пару миллионов рублей штрафа, но ведь у нас из-за этого задержка пуска всего объекта. А финансовые потери, которые мы несем, исчисляются миллионами рублей в день".
Роман Зимонас высказал предложения, которые по его мнению помогут избежать подобных ситуаций. По его словам, необходимо расширение перечня требований к потенциальным поставщикам, распространение этих требований на всю цепочку суподрядчиков, а также внедрение механизма предконтрактного аудита изготовителей в процедуру закупок. Такой подход является международным стандартом. Как правило, иностранные заказчики не готовы сотрудничать с поставщиками, не прошедшими глубокую предконтрактную проверку. Учитывая, что более 80% заказов на строительство АЭС в портфеле Росатома - зарубежные, внедрение предлагаемых изменений становится объективной необходимостью для атомной отрасли.
Р. Зимонас пояснил, что аудит изготовителей предлагается проводить только при закупках критически важной продукции, влияющей на сроки и безопасность объектов.Сама процедура аудита должна стать абсолютно прозрачной и понятной для поставщиков. Порядок аудита должен быть опубличен, результаты аудита должны признаваться самим поставщиком, а в случае его несогласия обжаловаться в ФАС и суде. Для того, чтобы реализовать предлагаемые меры, необходимы соответствующие изменения в федеральные нормативно-правовые акты России, регулирующие закупочную деятельность.
Тему необходимости пересмотра существующих законов на предмет внедрения в них механизмов обеспечения качества закупаемой продукции поддержал Статс-секретарь - вице-президент по информационной политике и организации взаимодействия с органами власти ОАО «РЖД» Мещеряков Анатолий. А также представитель РЖД высказал предложение исключить действие положений закона 223-ФЗ в случаях, когда госкомпания работает на внешних рынках.
Предложения, высказанные участниками на Пленарном заседании, будут учтены при обсуждении предстоящих поправок в законы в рамках заседаний Экспертно-консультативного совета по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок Государственной Думы ФС РФ.