Вопросы безопасности в условиях тяжёлых аварий - одно из направлений, которые обсуждаются в рабочей группе по реакторам ВВЭР, созданной при международном форуме регуляторов MDEP.
В состав группы по ВВЭР входят регулирующие органы Венгрии, Индии, Китая, России, Турции и Финляндии.
О том, в чём совпадают и в чём различаются подходы входяших в состав рабочей группы по ВВЭР регуляторов, в ходе 10-ой международной научно-технической конференции "Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР", прошедшей в ОКБ "ГИДРОПРЕСС" с 16 по 19 мая 2017 года, рассказал в своём докладе директор ФБУ "НТЦ ЯРБ" Александр Хамаза.
Во всех странах рабочей группы обоснование безопасности в условиях тяжёлых аварий является предметом лицензирования.
При этом во всех странах группы критерии, принятые для оценки безопасности в условиях тяжёлых запроектных аварий, включают следующие требования:
- наличие специальных технических средств, предназначенных для управления запроектными авариями, характеристики которых позволяют обеспечить основные функции безопасности в условиях тяжёлой аварии - подкритичность повреждённого топлива, охлаждение повреждённого топлива, локализация радиоактивных продуктов;
- обеспечение функций герметичного ограждения в условиях тяжёлой аварии - целостность и герметичность;
- исключение детонации водородосодержащих смесей в помещениях гермоограждения;
- наличие необходимых средств контроля и управления в объёме, достаточном для управления тяжёлой аварией.
В то же время, у регулирующих организаций есть и различия в подходах, которые обязательно придётся принимать во внимание российским поставщикам технологии ВВЭР.
Так, Финляндия и Венгрия требуют абсолютную независимость средств, предназначенных для управления тяжёлыми авариями, от средств, которые предназначены для предотвращения тяжёлой аварии. Схожее требование имеется и в Индии.
Напротив, в России, Китае и Турции независимость технических средств, предназначенных для управления тяжёлой аварией, является желательным, но не является обязательным требованием.
Финляндия и Венгрия требуют соответствия средств управления тяжёлыми авариями критерию единичного отказа. В Индии такое соответствие является рекомендацией. В России, Китае и Турции это соответствие желательно, но не обязательно.
Финляндия наиболее жёстко подходит к вопросу о мобильной технике в условиях тяжёлой аварии.
В этой стране существует требование обоснования безопасности в условиях тяжёлой аварии, не принимая во внимание наличие мобильной техники - то есть, только на основе действия стационарно установленного оборудования.
В пяти остальных странах, входящих в рабочую группу по ВВЭР, обоснование безопасности в условиях тяжёлой аварии не исключает применения мобильной техники.
Расхождения между подходами регуляторов наблюдаются также и по вопросу о стабилизации расплава при тяжёлых авариях.
В Финляндии и Венгрии установлены требования о наличии в проекте специальных технических средств, обеспечивающих стабилизацию и охлаждение расплава, а также предотвращение взаимодействия расплава с бетоном конструкций гермооболочки.
В Индии установлен ряд требований относительно обеспечения охлаждения и достижения безопасного состояния в течение семи суток
В Турции, Китае и России специальные требования относительно стабилизации расплава и предотвращении взаимодействия расплава с бетоном отсутствуют, однако требование о сохранении целостности и герметичности ГО в условиях тяжёлых аварий неявно означает необходимость стабилизации расплава и предотвращения взаимодействия расплава с бетонными конструкциями ГО.
Подводя итоги, Александр Хамаза отметил, что различия в подходах регулирующих органов стран, эксплуатирующих или планирующих эксплуатировать блоки с ВВЭР нового поколения, в основном определяются тем, насколько детализированы общие требования к обеспечению безопасности в условиях тяжёлых аварий.