Общее собрание Российской академии наук, на котором его участники во второй раз в этом году попробуют избрать президента РАН, откроется в понедельник в Москве. Помимо главы Академии наук, предстоит выбрать также президиум РАН, ее вице-президентов, главного ученого секретаря президиума и академиков-секретарей отделений РАН.
Российская академия наук в апреле нынешнего года фактически начала новую кампанию по выборам своего главы. Одиннадцатого апреля президиум РАН утвердил новое положение о выборах президента Академии наук и дату их проведения — 26 сентября нынешнего года. Тогда же президиум РАН утвердил обновленное положение о порядке проведения общего собрания по выборам главы Академии наук.
Реформа системы российских государственных академий наук началась в 2013 году. Тогда к "большой" Российской академии наук были присоединены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук. "Новая" РАН получила статус федерального государственного бюджетного учреждения.
Научные институты переданы под управление Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Прежнее руководство РАН ранее неоднократно называло попытки ФАНО вмешиваться в управление исследованиями одной из главных проблем, возникших в ходе реформы РАН, и предлагало законодательно закрепить разделение полномочий между двумя этими организациями по правилу "двух ключей".
Первые после начала реформы выборы президента Академии наук изначально должны были пройти 22 марта этого года ее общем собрании. Кандидатами в президенты РАН были зарегистрированы возглавлявший тогда Академию наук академик Владимир Фортов, председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований, специалист по лазерной физике, директор Института проблем лазерных и информационных технологий академик Владислав Панченко и специалист в области наук о живом, директор Института молекулярной биологии имени Энгельгардта академик Александр Макаров.
Двадцатого марта на общем собрании РАН все они сняли свои кандидатуры. Это решение было принято для того, чтобы дать возможность доработать правила выборов президента РАН и устав Академии наук, сделав их более совершенными. Выборы было решено сдвинуть на осень.
Полномочия Фортова на посту президента РАН истекли 27 марта. Распоряжением правительства РФ 23 марта исполняющим обязанности главы РАН был назначен Валерий Козлов.
Новые кандидаты
Двадцатого июля Госдума приняла в третьем чтении законопроект о новом порядке избрания президента РАН. Согласно документу, кандидатуры на пост руководителя РАН теперь должны одобряться правительством.
Новыми кандидатами на пост президента РАН в июле нынешнего года были выдвинуты семь человек — генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ, Москва) академик Евгений Каблов, директор АО "НИИ молекулярной электроники и завод "Микрон" (Зеленоград) академик Геннадий Красников, научный руководитель Института океанологии имени Ширшова (Москва) академик Роберт Нигматулин, председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований академик Владислав Панченко, председатель Совета по науке при Минобрнауки РФ, проректор МГУ имени Ломоносова академик Алексей Хохлов, директор Института прикладной физики (Нижний Новгород) Александр Сергеев, директор Института иммунологии и физиологии (Екатеринбург) академик Валерий Черешнев.
В конце августа кабинет министров утвердил пятерых кандидатов – Каблова, Красникова, Нигматулина, Панченко и Сергеева. Как и по каким критериям проходил этот выбор, не сообщалось.
Согласно документу, президиум, президент, вице-президенты, главный ученый секретарь РАН и академики-секретари отделений академии избираются на общем собрании членов РАН простым большинством голосов (более чем 50% голосов).
Избранный президент Академии наук утверждается в должности и освобождается от должности президентом РФ, одно и то же лицо не может возглавлять РАН более двух сроков подряд.
Согласно постановлению президиума РАН, в понедельник на утреннем заседании на общем собрании выступят кандидаты на должность президента Академии наук. На вечернем заседании в тот же день планируется обсуждение кандидатов.
Само тайное голосование пройдет в первой половине дня во вторник, а затем в тот же день будет утвержден протокол счетной комиссии по итогам подсчета голосов.
В четверг пройдут выборы президиума РАН, вице-президентов, главного ученого секретаря президиума и академиков-секретарей отделений Академии наук.
По мнению академика Евгения Каблова, сейчас РАН "находится в сложнейших условиях глубокого системного кризиса". Для выхода из него, по мнению ученого, надо, в частности, повысить уровень взаимодействия между Академией наук и органами государственной власти, усилить роль РАН в системе государственного управления научно-технологическим комплексом страны, модернизировать инфраструктуру академической науки, интегрировать РАН в систему высшего образования РФ.
Российская академия наук должна стать инициатором и координатором крупных прорывных проектов, имеющих межведомственный и системообразующий характер для всей российской промышленности, да и экономики в целом, считает Каблов. По его мнению, для реализации подобных проектов наиболее целесообразно создавать консорциумы, объединяющие институты Академии наук, университеты, государственные научные центры, промышленные предприятия, а также бизнес-структуры.
Объединение в консорциумы позволит сохранить и развить потенциал российской науки, добиться внедрения результатов исследований в промышленность и, что особенно важно, прекратить существующую практику "распыления" бюджетных средств на множество невзаимосвязанных небольших научных проектов, не имеющих перспектив коммерциализации. Такие консорциумы должны на основе цифровых технологий реализовывать проекты полного инновационного цикла — от фундаментальных исследований до промышленного производства, послепродажного сопровождения, ремонта и утилизации, включая разработку профессиональных стандартов для специалистов, которые будут задействованы на различных циклах производства, отмечает ученый.
Академик Геннадий Красников отмечает, что Академия наук должна стать высшим научным авторитетом для органов государственной власти. "Научное обоснование предполагаемых социальных и экономических изменений, переформатирование промышленности и создание высокотехнологичных производств позволит избежать ряда ошибок, возникающих в ситуациях, когда принимаются невзвешенные решения, ориентированные преимущественно на их финансовую эффективность", — отмечает кандидат в президенты РАН.
Также, по мнению Красникова, РАН должна обеспечивать единую координацию фундаментальных и поисковых научных исследований в стране, инициировать стратегические проекты и формировать технологические цепочки для запуска цифровой экономики, обеспечивать научно-технологическое и социально-экономическое развитие регионов РФ.
Помимо этого, РАН должна стать институтом независимой научной экспертизы высшего уровня, с мнением которого будут считаться органы власти и крупные корпорации, контрольные органы. Для этого РАН должна стать открытой и понятной для государства и общества структурой, полагает ученый.
Российской академии наук также необходимо вернуть себе ведущую роль и ответственность за обеспечение качества кадрового потенциала научного сектора страны. В этом случае РАН сможет стать поставщиком научных кадров для возникающих новых направлений науки и техники, эволюционирующей цифровой экономики, считает Красников.
Академия наук должна ставить перед правительством вопросы развития не только фундаментальных, но и прикладных исследований, не только академических и университетских институтов, но и отраслевых НИИ, говорится в программе академика Роберта Нигматулина.
Конкурируя с зарубежной наукой и публикуя научные труды в зарубежных изданиях, необходимо увеличить финансирование отечественных изданий, в том числе, их англоязычных версий и добиться роста их импакт-фактора, считает Нигматулин.
По его мнению, для восстановления инфраструктуры и социальной сферы РАН необходимо создать несколько целевых фондов, которые должны финансироваться из госбюджета и других источников.
Надо восстановить Российскую академию наук в качестве учредителя академических институтов, полагает Нигматулин. По его мнению, после модернизации системы управления РАН через год можно будет просить президента страны о следующей формуле: ФАНО выполнило свои задачи, а РАН реорганизовала свою систему управления, и поэтому следует вернуться к системе управления академическими институтами, создав в РАН (на основе аппарата ФАНО) управление делами РАН, руководитель которого должен назначаться правительством в статусе госслужащего.
Как считает академик Владислав Панченко, первое, что Российская академия наук должна сделать сегодня, – это взять на себя функции ключевого партнера государственной власти в реализации стратегии научно-технологического развития РФ. Для этого РАН должна стать государственной академией и обрести особый статус, предполагающий создание попечительского совета РАН во главе с президентом России.
С другой стороны, РАН должна стать одним из мировых центров экспертизы рисков планетарного и цивилизационного масштаба, отмечает Панченко.
Надо восстановить диалог и стратегическое взаимодействие власти и академической науки, активизировать участие академической науки в решении проблем, стоящих перед российскими регионами, расширить участие молодых ученых в деятельности РАН, считает он.
Особенно важна роль академической науки в укреплении обороны и безопасности России, в экспертной оценке перспективности и возможности создания потенциальными противниками России новых систем вооружений, а также путей их нейтрализации при минимальных затратах государства – в первую очередь, на основе асимметричных подходов и технологий, позволяющих избежать втягивания России в новый, сверхзатратный виток гонки вооружений, подчеркивает Панченко.
По мнению академика Александра Сергеева, вернуть доверие общества и власти к РАН — задача, без решения которой невозможен выход из кризисного состояния отечественной науки. РАН должна осуществлять обязательную экспертизу наиболее крупных государственных решений и проектов, кроме того, необходимо поставить задачу реинтегрировать РАН в народное хозяйство страны через ее участие в крупных наукоемких проектах и программах.
Сергеев предлагает организовать полноценную трехуровневую систему господдержки фундаментальной науки, построенной по схеме "от понимания через конкуренцию к лидерству" — то есть от исследований по максимально широкому списку направлений к проектам на основе уникальной по мировым меркам инфраструктуре.
Что касается системы управления наукой, то во главе ее должны стоять сами ученые, и действенным инструментом на пути повышения роли РАН могло бы стать назначение на должность руководителя ФАНО одного из руководителей Академии наук.
Говоря о необходимости инструментального переоснащения российской науки, Сергеев предлагает создать для этого специальный фонд путем введения "налога на науку", взимаемого с прибылей сырьевых госкорпораций и крупных компаний с учетом того, что их сегодняшние доходы обеспечены трудами и открытиями отечественной науки в недавнем прошлом.
Сергеев также отмечает, что безопасность России и ее надежная оборона могут быть обеспечены только посредством максимально быстрого и эффективного использования последних достижений российской науки. Но по многим направлениям научно-технический задел для оборонных приложений в РФ практически исчерпан, указывает он. Такая ситуация недопустима, и РАН в рамках своих возможностей и компетенций должна приложить все усилия для обеспечения этой сферы государственных интересов необходимым потоком предложений и разработок, подчеркивает ученый.