Участники заседания совместной комиссии Ирана и шестёрки международных посредников не ставят под сомнение эффективность работы соглашения по иранскому атому, подтвердили невозможность пересмотра этого документа и указали США на проблему односторонних санкций в отношении Ирана.
Таковы итоги регулярного заседания политических директоров в Вене, которые рассмотрели в среду ход выполнения совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской атомной программе.
Как рассказал ТАСС заместитель постоянного представителя России при международных организациях в Вене Алексей Карпов, никто из участников заседания комиссии не ставил под сомнение факт, что сделка работает эффективно и Иран выполняет свои обязательства в рамках СВПД.
"Многие из партнёров ставят вопрос о возможности изменения положений СВПД, но сегодня никто не поднимал этот вопрос. Как мы (совместная комиссия)понимаем, саму договорённость трогать нельзя, она сбалансирована и имеет чёткие границы. Любое вмешательство в материю договоренности может разрушить её", - отметил Карпов.
Американские санкции в отношении Ирана были одним из главных вопросов в ходе этой сессии.
"Иран продолжает выдвигать претензии о том, что одна из сторон договорённости не выполняет свои обязательства. Есть некоторый прогресс, но всё равно Иран не в состоянии пользоваться всеми благами, которые он рассчитывал получить от сделки, которая уже выполняется два года", - отметил Карпов.
Сама договорённость изначально предусматривает пошаговый и взаимный подход, то есть все должно происходить на условиях взаимности, включая отмену санкций.
"Какие-то санкции были отменены с самого начала, какие-то будут отменяться дальше на разных уровнях, в том числе на законодательном", - сказал зампостпреда.
Американская сторона подтвердила курс на дальнейшую отмену санкций в отношении Ирана в рамках соглашения по иранской атомной программе.
От США прозвучало, что "они будут строго выполнять СВПД и продолжать отменять санкции, которые предусмотрены планом", добавил Карпов.
Соединённые Штаты на встрече в Вене также заверили, что продолжают оставаться стороной соглашения по иранскому атому и намерены выполнять свои обязательства.
"Со стороны американцев прозвучало, что они остаются в договорённости, что очень важно. Также, что они продолжат выполнять взятые на себя обязательства в соответствии с СВПД", - отметил далее Карпов.
Как особо подчеркнул российский дипломат, при обсуждении проблемы односторонних санкций, выходящих за рамки СВПД, "американцам "досталось" на заседании комиссии".
"Американцы слушали, и, я думаю, эти разговоры будут продолжены", - заметил зампостпреда.
Российский дипломат заметил, что иностранные компании боятся сотрудничать с Ираном из-за односторонних американских санкций.
"Мы обратили внимание, что они (США) продолжают вводить односторонние санкции, не связанные с СВПД. Это приводит к тому, что иностранные компании, банки и другие экономические операторы боятся сотрудничать с Ираном. Хотя эти санкции, которые вводятся, не относятся к СВПД", - добавил зампостпреда.
Заместитель министра иностранных дел Исламской Республики Аббас Арагчи по итогам заседания обвинил США в создании неконструктивной атмосферы вокруг выполнения соглашения по иранскому атому.
"У нас есть несколько замечаний касательно того, как СВПД выполняется правительством США. Они создали неконструктивную атмосферу", - заметил Арагчи.
"СВПД требует от всех сторон выполнения обязательств в конструктивном ключе, и как раз США этого не делают".
По его словам, необходимо избегать любого вмешательства, которое может препятствовать выполнению СВПД.
"Единственным судьей в этом вопросе может быть МАГАТЭ. Никто не имеет права судить об Иране, кроме МАГАТЭ, которое постоянно говорит, что Иран соблюдает условия сделки", - подчеркнул Арагчи.
В то же время Арагчи остался доволен позицией участников комиссии по иранскому соглашению.
"Все участники совместной комиссии подтвердили, что СВПД не подлежит пересмотру и внесению новых положений. Никакие другие вопросы не могут быть увязаны с СВПД, соглашение должно выполняться. Никто не имеет права добавлять новые положения в сделку, в этом отношении у участников комиссии единое мнение", - отметил Арагчи.
Следующее заседание совместной комиссии Ирана и шестёрки международных посредников планируется на март 2018 года.
"Следующая встреча ориентировочно должна состояться в марте", - отметил Карпов.
По его словам, будут собираться рабочие группы, созданные в рамках реализации СВПД, поэтому взаимодействие посредников продолжится.
На встрече отдельно поднимался вопрос производства тяжёлой воды в Иране. В настоящий момент при лимите 130 тонн у иранцев наработано порядка 114 тонн, то есть Тегерану потребуется год, чтобы перейти эту черту.
Как отметил Карпов, пока участники комиссии не видят никаких проблем, потому что "Тегеран имеет право производить тяжёлую воду и передавать её потенциальным импортёрам для вывоза из страны".
Между тем зампостпреда не стал делать прогнозов относительно действий участников сделки в будущем, но отметил обнадёживающие сигналы со стороны США.
"Трудно делать прогноз, но обнадёживающие сигналы со стороны той американской команды, которая приехала, были получены", - сказал дипломат и добавил, что других проблемных мест нет.
"МАГАТЭ недавно сертифицировало, что Иран полностью выполняет свои обязательства в рамках СВПД. Мы ориентируемся именно на заключения МАГАТЭ, поскольку это единственный авторизированный орган, который может производить инспекции", - резюмировал Карпов.
Заседания совместной комиссии политдиректоров Ирана и шестёрки (пять постоянных членов СБ ООН - Россия, Великобритания, Китай, США, Франция - и Германия) проводятся на регулярной основе в Вене. На повестке дня стоят вопросы, касающиеся выполнения СВПД. Первая подобная встреча в этом году состоялась 10 января. 13 декабря РФ на заседании представлял заместитель постоянного представителя России при международных организациях в Вене Алексей Карпов, США - заместитель госсекретаря США Томас Шэннон, от ЕС - генеральный секретарь внешнеполитической службы Европейского союза Хельга Шмид, от Ирана - заместитель министра иностранных дел Исламской Республики Аббас Арагчи.
МАГАТЭ с начала реализации СВПД в январе 2016 года на регулярной основе констатирует, что Иран соблюдает свои обязательства в рамках ядерной программы, не превышает запасов низкообогащённого урана, не направляет на военные программы ядерные материалы, заявленные в соглашении о гарантиях МАГАТЭ, не превышает лимитов по тяжёлой воде.
МАГАТЭ также призывает других участников ядерной сделки выполнять свои обязательства, потому что ядерное соглашение имеет важное значение и агентство не хочет аннулировать его или прибегать к другим вариантам.
При этом гендиректор агентства Юкия Амано особо подчёркивает, что Иран находится под самым строгим в мире режимом проверки ядерной деятельности.
Все призывы МАГАТЭ адресованы США в ответ на новую стратегию Вашингтона по отношению к Тегерану, которую изложил американский президент Дональд Трамп. Он ранее отказался подтверждать выполнение Тегераном соглашения по ядерной программе и пообещал добиваться внесения изменений в СВПД.
Несмотря на то, что администрация США стремится расшатать сделку и внести в неё изменения, МАГАТЭ старательно работает над её сохранением и подчеркивает важность работы СВПД, который позволил сократить масштабы ядерной деятельности Ирана.
СВПД по иранской ядерной программе был согласован Тегераном и шестью мировыми державами в 2015 году и в январе 2016 года вступил в стадию реализации.
Договорённость предусматривает отмену санкций, введённых в отношении Ирана Советом Безопасности ООН, США и Евросоюзом. Взамен Тегеран обязался ограничить свою ядерную деятельность, поставив её под международный контроль.