15 марта с.г., в Мурманске состоялось совещание международной рабочей группы для обсуждения вопросов совместной работы по проблемам обращения с ОЯТ на объектах в губе Андреева.
Организатором совещания выступила Госкорпорация «Росатом». Цель планирование и координация мероприятий, необходимых для выгрузки ОТВС, которые остались с 1989 года на дне бассейна аварийного хранилища (здание 5).
К этому мероприятию подготовка велась с 1997 года, когда Губернское правление Финнмарк договорились с Мурманским Государственным комитетом экологии о реализации проекта отвода грунтовых вод от этого аварийного сооружения, разработанного совместно Минатомом России и Администрацией ЗАТО Заозерск. Проект был завершен в 1999 году и признан главным экологическим проектом Мурманской области. С этого времени прекращен сброс радиоактивных вод в акваторию Баренцевого моря суммарной активностью 1 Кюри в год.
В Стратегическом Мастер-плане по ликвидации ядерного наследия Северо-Запада России здание 5 определено самым опасным в радиационном плане объектом губы Андреева после блоков сухого хранения ОЯТ (БСХ 2А, 2Б и 3А).
Поэтому дальнейшая работа международного сообщества в отношении нормализации радиационно-экологической ситуации связана с проведением углубленного радиационного обследования, созданием герметичного внешнего контура здания, формированием перечня вариантов вывода здания из эксплуатации.
Обследование здания финансировались из средств доноров Норвегии, Швеции, Фонда природоохранного партнерства «Северное измерение» - «Ядерное окно». Участники реализации проектов по этому направлению пришли к единодушному мнению, что решение о реабилитации может быть принято только после удаления главных источников радиации, которыми являются ОТВС.
Условия удаления полуразрушенных радиационных источников далеки от идеальных. Поэтому последние несколько лет проводится целенаправленная разработка, изготовление и подготовка оборудования, инструмента, технологии позволяющим выполнить работу. На текущий момент времени все решения приняты. Ведется практическая работа с участием специалистов ФГУП «РосРАО», включая СЗЦ «СевРАО», ФЦЯРБ, международных экспертов ЕБРР и компании НУВИА. Главным подрядчиком по этому проекту назначен победитель конкурса ООО «Спецтехкомплект».
С целью проверки правильности принятых технических решений, главный подрядчик создал на своей производственной базе испытательный стенд, а также разработал и изготовил необходимый инструмент.
Программа испытаний предусматривает два этапа. На первом этапе, с использованием имитаторов, будет проверен инструмент (май - июнь). На втором этапе будут проведены комплексные испытания инструмента с оборудованием, адаптированным к условиям здания 5 (август - сентябрь). По плану руководителей проекта в испытаниях могут принять участие другие международные эксперты, включая специалистов Норвегии.
Только после положительных результатов оборудование будет смонтировано на объекте. Вначале 2019 года планируется завершить монтаж.
Для выгрузки ОТВС потребуется дополнительные приспособления и технические средства. За средства Норвегии в 2017 году начат ремонт транспортера фирмы «Ferrari» грузоподъемностью 50т., который планируется использовать для вывоза ОЯТ из здания 5.
Все работы, выполненные на текущий период времени, планируемые к выполнению в будущем году будут обсуждаться на совещании. Вместе с этим будет оценена достаточность принимаемых решений и намечен план необходимых действий для извлечения ОТВС в 2019 году.
Безусловно, совместные действия всех организаций позволят очистить здание от высокоактивных ядерных материалов, ликвидировав тем самым очередной ядерно-опасный объект Северо-Запада. После очистки станет возможным конкретизировать вариант вывода из эксплуатации здания 5.
Предполагается, что этот проект будет успешно завершен, как и проект создания обеспечивающей инфраструктуры для выгрузки ОЯТ из БСХ. Законченные в 2017 году работы позволили уже в текущем году выгрузить очередную партию ОЯТ для отправки на переработку на ФГУП «ПО «Маяк».
Таким образом, общее количество выгруженных ОТВС составило порядка 2000 штук. И это событие ориентировочно означает, что на хранении осталось ориентировочно 19 991 ОТВС от первоначальных 22 000 ОТВС.
С этим результатом следует поздравить всех международных и российских участников проекта.