В число ключевых направлений вошли цифровизация экономики, медицина и ядерная энергетика.
Накануне в Томске завершилась двухдневная сессия, участники которой обсуждали модель пилотного региона Стратегии научно-технического развития России. Томская область, напомним, по решению главы государства и правительства вошла в число пилотных субъектов страны, на территории которых стартует реализация данной стратегии.
«Для нашего региона это признание того, что у нас есть научный потенциал и сложились кооперационные модели взаимодействия между научной средой, вузовской средой и предприятиями. Это видно на примере соглашений, которые подписаны между Томской областью и Газпромом. Сейчас активное взаимодействие также идет по ряду направлений с Газпромнефтью, Росатомом и СИБУРом. Мы считаем, что эти направления имеют огромную перспективу, так как у всех компаний есть потребности в области цифровизации производства, выпускаемых продуктов и логистики. С учетом того, что в Томской области работают более 400 компаний, которые являются лидерами в области IT, это наша ниша. Уже появилась такая шутка: цифровой Транссиб не должен пройти мимо Томска», - прокомментировал заместитель губернатора Андрей Антонов.
На пленарном заседании сессии в качестве основных спикеров выступали первый замруководителя ФАНО Алексей Медведев, начальник управления программ и проектов РНФ Андрей Блинов, директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ Артем Шадрин, а также представители Минобрнауки, РАН, РВК, Фонда «Сколково» и Фонда содействия инновациям. Все они сошлись в том, что Томская область уже сейчас практически полностью соответствует всем критериям, которые должны быть свойственны пилотным регионам СНТР.
«Я выделяю 7 таких критериев, - пояснил Алексей Медведев. - Это высокая концентрация лабораторий с высокой продуктивностью фундаментальных исследований. Это концентрация ресурсов коллективного пользования, имеющих общемировую, глобальную возможность использования. Третье условие - развернутые в регионе мегагранты и в идеале - эксперименты класса «мегасайенс» («большая наука» - прим.ред.). Четвертое - наличие центров-координаторов комплексных плановых научных исследований. Также должны работать целевые центры подготовки в магистратуре и аспирантуре и центры подготовки и профессиональной переподготовки инженерно-технических кадров. И, безусловно, должен быть запуск со стороны региона программы реновации городского пространства. Очевидно, что новая наука требует новых стен, и очевидно, что это - запрос на новые архитектурные, планировочные и инфраструктурные решения. Если в программу реновации городских территорий не будут включены новые разработки, это будет, конечно, большой потерей».
Единственным слабым звеном для Томской области, по словам представителя ФАНО, являются проекты уровня «мегасайенс». Однако, подчеркнул, общаясь с журналистами, заместитель губернатора Андрей Антонов, это не совсем соответствует действительности.
«На самом деле, мегасайенс у нас уже есть. Это проект «Прорыв», реализуемый в Северске, в который государство вкладывается через Росатом. Он сопоставим по размеру с мегасайенс. Единственное отличие - мегасайенс подразумевает глобальные проекты с участием международных команд, а проект Прорыв не является международным», - уточнил Антонов.
Говоря о сроках реализации СНТР «пилотами», замгубернатора отметил: уже в следующем году Томская область должна продемонстрировать работающие кооперационные модели межведомственного взаимодействия, которые можно будет интегрировать в другие регионы.
«Для этого должен появиться региональный инжиниринговый центр, где будет собрано понимание тех компетенций, которые у нас есть - в виде вузовской и фундаментальной науки и стартапов инновационных компаний. Нужно, чтобы представители промышленности и науки разговаривали на одном языке, чтобы создать совместный продукт. Помочь в этом может Школа ключевых исследований, которую мы запустили в этом году. Там собрались как раз те люди, которые понимают, куда движется фундаментальная наука и умеют создавать команды для решения производственных, прикладных задач для промышленности», - подытожил Андрей Антонов.